мальчик

(no subject)

О том, что такое "музыкальный ландшафт" или музыкальный "спектакль" - в свете недавно опубликованного текста Лены Гарник.
Офигенная иллюстрация. Вот бы кто-то так разложил Is it scary, например.

Tags: ,
Абсолютники - обладающие абсолютным звуковысотным слухом.
Абсолютный слух - способность определять на слух абсолютную высоту звука вне музыки, не сравнивая с какими-либо стандартами. Чаще всего, видимо, врожденная. Для профессиональных занятий музыкой не обязателен, но удобен. Для того, чтобы записывать звучащую музыку нотами - нужен не АС, вопреки поверьям, а нужна хорошая грамотность и тренировка относительного слуха. Но с таким бонусом, как АС, делать такие вещи всё-таки намного проще.
Считается, что у Майкла был абсолютный слух, откуда такие сведения - я не знаю, хотя верю охотно.
У меня его нету :)

Термины: мелодия - это одна линия. Это то, что можно спеть или сыграть одним голосом (на одном духовом инструменте, например). Одновременно звучит не более одного звука. С другой стороны, голос может физически звучать один, но восприниматься как два звучащих поочередно - в барокко много таких примеров. В этом случае голос один, мелодии две. Или наоборот, несколько голосов поочередно поют звуки одной мелодии, так, что линия выстраивается одна - это называется "гокет", еще более старинная забава.
Гармония - это согласование нескольких одновременно звучащих звуков (если мы говорим об одном моменте времени) или мелодических линий (если говорим о развитии музыки во времени). Но дальше начинается довольно тёмный лес, потому что бывает музыка "с гармонией, но без мелодии", т.е. гармония - нечто самостоятельное, а не "совокупность одновременно звучащих линий". А вот мелодии без гармонии, похоже, не бывает, т.к. мелодия всегда скрыто несет в себе гармонию, даже если физически звучит только один голос.

Короче, песня как жанр обычно предполагает, что певец исполняет главную мелодию, а аккомпанемент - гармоническое сопровождение. Если в песне случается инструментальное соло, то обычно солирующий инструмент исполняет мелодию, а остальные могут подстраивать к нему гармонию, а могут и помолчать. Майкл этим правилам подчиняется не всегда. У него то солирующий голос расщепляется на несколько, то внутри сопровождения возникают самостоятельные мелодические темы. Это роднит его с полифонической музыкой и моим любимым барокко :)
про абсолютный слух говорили не раз те, кто с ним работал - и соавторы, и звукоинженеры. Конкретно сейчас цитаты не найду, если Моринен зайдет - она точно знает.

Задумалась, что же я имела в виду-то:) И как это перевести на язык терминов. Наверное, я имела в виду то, что в 2Bad меньше модуляций, мелодических переходов, она больше "на одной ноте", более фанковая. В Is it scary именно этот аспект разнообразнее. Поэтому она и больше "отсылает" к По, к 19 веку: она как будто рисует "спектакль" именно в тех мрачных декорациях. Фанковым "языком" это не сделаешь.
Брюс Свиден говорил про абсолютный слух, но я не думаю, что кто-то Майкла на это тестировал. Просто по тому, как он гармонии в припеве накладывал, например, это было понятно.
вот, мне тоже казалось, что Свиден. Но я отчего-то думала, что Квинси тоже, или Баксер
Это еще в детстве могли заметить, он ведь с 10-11 лет среди профессиональных музыкантов. Один раз ребенок запел без аккомпанемента и без настройки и угадал тональность - музыкант заинтересуется. Два-три раза - диагноз ясен :)
(задумчиво)
Да. Музыкальное произведение как спектакль - с декорациями, фантастическими образами, чередованием лирических и драматических эпизодов. Мрачные руины на фоне светлых воспоминаний. Прекрасный герой, всеми непонятый и трагически гибнущий. Очень яркие эмоции, чувство обязательно "правее" разума, но беспощадно-рациональная действительность растаптывает живой росток. (Когда я в первый раз увидела, как Майкл рассыпается песком на этом шахматном полу, я за сердце схватилась: по законам жанра он уже не должен был ожить. Как хорошо, что мы не в 19 веке!)
Это всё черты классического романтизма. Надо это всё подумать и разное послушать.
да, совершенно верно, именно романтизм.
Но не знаю, можно ли там расслушать романтизм музыкальный, а не литературный. Байрон и По - это понятно, а вот музыканты-романтики - это я не знаю.
переслушала я Is it scary как следует, закрыв глаза и включив все имеющиеся уши, и скажу, что ведь в который раз слушаю - и опять кажется, что никогда не слышала. Просто какой-то... Тинторетто по масштабам, Страшный суд, возносимые к небу миры.
Какое огромное там пространство в песне, позади. И ветер, и даже скрип деревьев в саду от ветра; и все беснующиеся призраки хором на фоне.
Ой мама...
:)))
Когда я писала все то, что ты сейчас публикуешь, я же была в теме 24 часа в сутки. Между работой и хором сидела с листочками и рисовала на слух примерно такие картинки, как у тебя вот в этом ролике, все остальное время - слушала, думала, читала или смотрела сны. И при таком погружении всё равно было "каждый раз, как в первый раз". При том, что у меня очень хорошая слуховая память. Но тут столько деталей, что ни одна память не удержит.
То, что у тебя "скрип деревьев" (думаю я), я проинтерпретировала как зловещий скрип двери, которая открывается в заброшенном доме сама собой. У меня такие звуки издает любимый котик глубокими ночами, дверью от стенного шкафа. Первое время впечатляло сильно.
А как тебе стук сердца? Я его в этой песне почему-то не помнила. Ну то есть всё потому же :)
стук сердца я помнила. А вот что там падает-грохочет в конце?..
Самый-самый последний грохот, перед последним проигрышем из In The Closet? Да кто ж его знает. Может, камнепад. Может, гроза или эхо прошедшей войны. Замок вроде не рушился. Там по всей песне грохочет, можно считать, что это гроза создает обстановку. Гроза ведь в фильме есть, кстати, надо посмотреть, не из фильма ли этот раскат наложился?..

Мой любимый раскат грома - в финале Jam. Это такой сольный и настроенческий раскат, ах!..
(Гроза - это, похоже, гнев. Может, в Ghosts она и романтически-декоративная, а может и не совсем, но уж в Jam точно нет. Гнев на несправедливое положение вещей, несогласие с мироустройством, протест. В чисто развлекательном Триллере грозы нет.)
Поискать бы грозу по всем песням, чует мое сердце, найдется еще. И в каком значении?..

Гроза. Ветер. Бьющееся стекло. Стук сердца. Звук шагов. Скрипящие двери/деревья. Колокола и колокольчики. Это ведь не эффекты "по случаю", как "собачий вой" в Триллере, а то, что повторяется не менее чем в двух песнях - навскидку. Такая вот оркестровая палитра.


Причем повторяется все, что ты назвала, да.
Сколько тем, Лена:)
Дык вот. Разрабатывать не могу. Растеряла весь иммунитет, начинаю плакать со второго прослушивания любого эпизода.
Посмотрим.

Кстати, я и посмотрела - Ghosts. Раскат грома в конце Is it scary там есть, но не там. В фильме их на этом участке два: один в начале последнего вскрика "Is it scare for you, baby?" и еще один - после. В альбомной версии раскат грома (взятый из фильма или другой - этого я голым ухом не определю) приглушен и перенесен на слово baby - там сильная доля и естественный акцент музыкальной фразы, причем фраза финальная. Какой-нибудь Берлиоз или Мендельсон написал бы там ударные. То есть у него в альбомной версии есть чисто музыкальная функция, но кроме того - да, я думаю, что это и отсылка к фильму, и гроза как таковая.

Но как они там с факелами идут к замку! Мэр - в офисном костюме и с факелом! Ну прелесть-то какая, а :))) Конечно, это должно уводить и в романтизм, и в мир символов, иначе это абсурд. Это даже не столько романтическая декорация (слишком нарочитый контраст для декорации), но и аллюзия на нечто более мрачное - то ли ку-клукс-клан, то ли охота на ведьм, что-то эдакое смутно чудится. И вся символика, о которой ты писала, в фильме несомненно есть. Смотреть стало в четыре раза интереснее :)
дааа, точно! факелы же ни к селу ни к городу:) Точно это намек на ККК, тем более что он у него был и в Black or White, и в TDCAU (видео). Или к факельным шествиям тоже отсылает...

А почему ты думаешь, что Is it scary альбомная делалась позднее фильма, чтоб там были отсылки к нему? там же все практически одновременно шло. Я уж не говорю о том, что он работал годами и годами над материалом.

Кстати ты права, там двери скрипят, да. Не деревья (переслушала). Но после baby в конце мне слышится какой-то не гром, а глухой тяжелый стук чего-то как будто упавшего.
Таких похожих два стука - в начале. И потом ритмичный гулкий перестук, как будто кони мчатся. И всадники цокают на них - цоканье слышишь? Армия черных всадников, и ветер свистит в гривах. А потом перестук начинает напоминать стук сердца - тук-тук. А может это один всадник оторвался и летит галопом (ритм галопа). И потом "стеной" это мощный хор - и звук как будто "втянутого" в какую-то дверь ветра, внезапно обрывается, и тут уже настоящий стук сердца, который не спутаешь. И после затишья как будто в глубине замка какие-то звуки, эхо - то ли в пропасти, то ли в огромном зале. И снова стук галопом, и скрипы снова, длинные и даже навязчивые. И арфа (арфа?) вдруг - после слов

I'm gonna be exactly what you gonna see
So did you come to me
To see your fantasies
Performed before your very eyes

И еще одна арфа после следующих трех строк.

Дальше сил не хватает пока:) И да, женский хор позади все время, то ближе, то дальше, и особенно слышен на

Masquerade the heart
Is the heart of burning souls
Just not what you see girl in me
Cos the heart reveals the proof
Like a mirror reveals the truth
See the evil one is you

Даа, это надо сутки как минимум так вот послушать, отключившись....