(no subject)

* Порой, зайдя к себе в архивы лет на пять назад, с трудом удерживаюсь, чтобы не потереть скопом все или почти все посты. Ощущение типа "что это было?"

* За два дня прочла - снова запойно - роман "Унесенные ветром" (раньше не читала никогда). Вещь затягивающая и очень любопытная. И настоящая литература, чего я не ожидала. Попробовала после начать смотреть фильм с Вивьен Ли - и не выдержала и пяти минут. А раньше мне так нравилось! Да, увы, фильм дает лишь поверхностное представление в основном о любовной линии, да и ее показывает неполно и далеко не так интересно, как она явлена в книге. И вся философия, вся эмансипе-позиция автора остались за кадром - как и то, собственно, за что персонаж Скарлетт в книге можно полюбить, чем он захватывает, что в нем близкого.
Я уж не говорю про то, чего в фильме не могло быть по политическим соображениям. Вот вы знали, например, что все эти прекрасные джентльмены - на самом деле члены ку-клукс-клана? Да, самого настоящего ку-клукс-клана, убивающие негров, в балахонах - и героический Ретт Батлер потом всю компанию спасает от ареста федеральными властями. Да, именно так, в книге героизируется и романтизируется ку-клукс-клан. Его члены - сплошь люди из приличного общества, якобы рыцарственно защищающие своих дам от ужасных вольных негров. В 1936 году написано, сколько лет прошло с 1861-го! "Прекрасные южане" никогда пальцем не трогали своих негров, и сами негры это истово подтверждают: "Меня никто пальцем не трогал! Ведь я дорого стою!" А "Хижина дяди Тома" - "отвратительная выдумка проклятых янки".
Это очень режет глаза - по нынешним понятиям расизм в книге переливается через край; но это-то в то же время и интересно. Для понимания этой страны. 1936 год - и журналист, эмансипе, писательница Маргарет Митчелл пишет в книге своей жизни, что "негры в парламенте" - это предел падения, а еще - о ужас! - могут разрешить межрасовые браки. И со страниц веет гадливым непониманием, которое чувствует автор. 

UPD увидела в ФБ - в США создается музей на месте бывшей плантации.

Why America needs a slavery museum: “The history of this country is rooted in slavery. If you don’t understand the source of the problem, how can you solve it?”

Опубликовано The Atlantic 19 января 2016 г.
Tags:
Любопытно про "Унесенных ветром", не знала, что там такие подробности.

Чем тебе не угодили посты 5 лет назад? Мне тоже не все нравится, что было в моем прошлом, но это прошлое было, стереть его не хочу, хочу помнить все.
не знаю. Какой-то уже не мой уровень эмоциональности, что ли. И многословности.
В разные периоды мы по-разному чувствуем, говорим, пишем. Хорошо ты писала. Сейчас, положим, для тебя это не актуально. Но это часть твоей личности.:)

У меня в интернете вообще такое количество свидетельств моих рассуждений по 10 и больше лет назад, когда во мне многое было иначе, чем сейчас, что уже по сути бесполезно пытаться это куда-то деть. Хотя многое из этого я бы сейчас предпочла не писать. Но что было, то было.
Зато четко могу проследить собственную эволюцию.

ЗЫ: У меня тоже тут на тему африканского рабства давно назрел пост, который я не успела написать после "12 лет рабства". Но все что-то никак. Уж год или больше прошел.
Всё ж не так всё просто. Скажем, очень существенно, что для Скарлет няня должна быть негритянкой, а для северянки мысль о том, что негритянка дотронется до её ребёнка, немыслимо омерзительна. Ку-клукс-клан, я подозреваю, как и многие другие общества, сильно видоименялся за время своего существования.
Ну конечно не так все просто, иначе это не было бы литературой. Да, там есть глубина в том числе и в этой теме: так, например, Скарлетт в разговоре с женщинами-янки, когда те презрительно говорят о "черномазых" в присутствии ее черного кучера Питера, выступает в его защиту - громко заявляет, что Питер член ее семьи. И далее - пассаж о том, что именно южане, а не северяне, любят и понимают негров, а их освобождение было для янки лишь предлогом для разграбления аристократического Юга. Но любят-то и понимают они их весьма своеобразно. Они их любят "как детей", нуждающихся в поучении, заботе и руководстве. Ни о каком равенстве речи быть не может. Джеральд О'Хара выкупает в соседнем поместье семью своего раба Порка - жену Дилси и дочь Присси. Обе по гроб жизни ему за это благодарны - воссоединил семью; но никакой рефлексии ни у него, ни у кого другого на тему, что сама ситуация эта ненормальна, не возникает.
Что касается ку-клукс-клана - да, мне теперь интересно было бы почитать об истории этой "группировки", как сейчас бы выразились. Но, судя по тексту, там все именно так, как мы себе привыкли представлять. Вплоть до балахонов.

И все это пишется в 1936 году - и одновременно с этим Билли Холидей поет страшную песню Strange Fruit https://www.youtube.com/watch?v=98CxkS0vzB8

А сейчас там музеи создают на месте плантаций - см. УПД.

Edited at 2016-02-28 02:50 pm (UTC)
Естественно, о равенстве речи не шло, но до Мартина Лютера Кинга о нём вообще не шло речи. И со стороны северян тоже. Мало того, в начале восьмидесятых один мой хороший знакомый, аспирант в Брауне, по происхождению негр с юга, говорил, что он предпочитает расизм южный северному, как бы скрытому.
Я знала, конечно, о сегрегации и до Мартина Лютера, и после него еще долго во многих местах (потому что я очень люблю эту страну и интересуюсь ее историей - а так, вообще-то, тут слабо себе представляют периодизацию истории США в 20 веке). Но собака-то всегда зарыта в деталях :) И этот роман мне многое открыл именно про детали - про видение мира - про то, что в 36-м году считалось нормальным, а что диким. Когда Скарлетт вздрагивает от ужаса при мысли о межрасовых браках. Когда "кошмар" уже в том, что негры непочтительно взирают на белых и ходят по улицам туда, куда им вздумается; а "правильные" негры ругают свободу на чем свет стоит.

Вы же знаете, что тут у нас очень примитивное представление о США - даже у тех, кто не заражен нынешней или прошлой пропагандой. Советское "негров линчуют" в потоке другого вранья тогда тоже воспринималось как вранье (чем и было), а Америка как рай земной, где в магазинах сто сортов сыра, так же далека от реальности, как Америка в трактовке "Международной панорамы" с Генрихом Боровиком. И когда потом читаешь, как оно было на самом деле, или когда приезжаешь туда и видишь, как оно есть на самом деле, то рвутся и советские шаблоны, и антисоветские тоже :)

Очень здорово ты это сказала про советские и антисоветские шаблоны! Вот оно, сама сформулировать не могла.
Вообще это почти со всеми странами так. Причём шаблонов можно ещё в пример привести, не только советских-несоветских.
У меня сейчас ещё один этап открытий, хоть и чисто информационных. Спонтанно временами читаю об Африке. Это получается во многом по причинам того, что я работаю над курсом теории фламенко. А я как открыла в своё время африканскую составляющую истории этого искусства, так периодически возвращаюсь к раскопкам этих корней. В далекие 80-90-е все мы считали, что тут главное - цыгане. Но все сложнее, слишком много народов жили в общей огромной испанской империи. И вот волей-неволей, когда лезу искать информацию, то попутно открываю для себя такие вещи, которые раньше и в голову не приходили, и не знала ничего об этом. И уже не о музыке, а о всех этих странах под странными именами, которые ведь все разные. А для нас Африка - это такое из детства общее представление: негры, пальмы и ничего особо конкретного.
А читаешь реальные страницы из истории какого-нибудь племени или диктатора, и волосы на голове шевелятся. Это вообще такой набор запредельных для нашего сознания ужасов... Даже не поворачивается язык писать.
И вот думаешь: вот ведь жила и не знала, и вдруг узнаю это из обычного любопытства. Например, лишний раз задумываешься о столкновении цивилизаций и последствиях этого. Дело ведь не только в том, что было рабство. История целого континента шла под влиянием множества факторов из цивилизованного мира, и привело это к тому, что в итоге живут они там где-то за гранью добра и зла.
"рвутся и советские шаблоны, и антисоветские тоже"

Абсолютно согласна
Читала Унесенные ветром в подростковом возрасте, поэтому больше интересовала любовная линия, запомнилось много подробностей Гражданской войны, но про расизм как-то не задумывалась всерьез. Кстати, в фильме было и про ку-клукс-клан и про то, как Ретт всех их спасал.
разве было в фильме так явно, что это был ку-клукс клан? Про то, как Ретт всех выручил, было, конечно, я помню. Но вот чтобы там явно звучало, что они ку-клукс-клановцы - не помню такого. Так, борцы с несправедливостью. И как зритель переживает, чтобы их не "раскрыли", как сочувствует выдумке Ретта про "пьянство в борделе" и переживает за раненого Эшли!
А они только что напали на негра и убили его, а белые балахоны запихали в печную трубу.

"Хижину дяди Тома" я тоже когда-то читала как авантюрный роман, не особо переживая о расизме. Потому что это тогда была далекая страна и мифические, нереальные города и названия.

Edited at 2016-02-29 02:28 pm (UTC)

По крайней мере я помню, что про существование ку-клукс-клана узнала именно из фильма. Может и родители параллельно разъясняли, трудно вспомнить уже.