детское читательское

Поскольку у нескольких моих френдов сразу в данный момент есть/ только что родились/ скоро появятся маленькие дети, решила позволить себе описать полезный, думаю, для молодых мам собственный опыт обучения ребенка чтению.
Если вас и так окружающие достали с опытом, - а я знаю, что достали, да :) - то пост легко пролистнуть.

Детка моя научилась читать в три с половиной года, а в четыре уже была заправским "запойным" читателем. Соответственно, у нее практически к первому классу уже сформировалась полноценная грамотность. Расскажу, как это получилось.

Первое. Не надо бояться рано научить ребенка буквам, потому что буквы для годовалого ребенка - такой же предмет, как и любой другой, элемент познания мира. Вот это кошка, это ежик, а вот это буква А. Где буква А? Да вот она. А ежик? а вот он. К чтению это пока никакого отношения не имеет, до чтения тут еще как до луны. Для ребенка это трудностей не представляет. Я помню, что у нас это началось спонтанно с какой-то простейшей книжки-раскладки, где были нарисованы большие буквы и зверюшки-предметы на эту букву. Вдруг выяснилось, что ребенок показывает не только на зайца, но и на букву З, если несколько раз обратить ее внимание, что вот это - буква З. Но первыми она, если не ошибаюсь, выучила гласные - потому что их легко петь, тянуть, у них яркий "слуховой образ". Букву А она показывала в год, а к полутора уже знала весь алфавит за исключением непроизносимых букв. Все это было совершенно ненапряжно и спонтанно.

Второе. Где-то в это время я прочла, что если научить ребенка правильным названиям букв, то у него потом будут трудности с чтением - он будет читать названия букв: бэ-а-бэ-а, пэ-а-пэ-а. Поэтому я с самого начала учила ее буквам как звукам. Успеется потом выучить названия, это вообще необязательно для навыка чтения, главное - звук. Поэтому я говорила: это буква [б], это буква [п]. Не "бэ", не "пэ", не "эм". Именно звук. И чтобы как можно более ярко звучал.

Третье. Я бесконечно ей читала вслух что-то рифмованное, и пела, и то же самое делала моя мама, когда была с деткой. До полугода мне еще требовались для этого книжки; потом же это все естественным образом само выучилось. Т.е. дома были книжки, но на выход их брать не нужно было все, разве что пару любимых и небольших - картинки посмотреть. Но все книжки и все стихи были в голове. Меня можно было разбудить ночью, и я продолжила бы любую строчку из Маршака, Чуковского, Пушкина или кто там еще был (уже давно ничего не помню). С прогулок я возвращалась не устав ходить, а устав говорить и петь, с больным горлом :) Рассказывать старалась максимально театрально, отпустив на волю весь имеющийся в наличии артистический талант. Зато я могла ездить с деткой в транспорте по полтора часа и все это время ее развлекать собой, бесконечно что-то рассказывая, и она не плакала, а внимательно слушала.
В результате первые фразы она начала складывать в год и восемь - год и девять месяцев. А первой фразой было какое-то четверостишие из Маршака, которое она выдала в кровати, засыпая. И она приохотилась к книге - потому что знала, что когда мама берет книжку, ее ждет театр одного актера :)), и понимала каким-то образом связь текста прочитанного и того же текста, рассказанного уже потом наизусть. В два года, еще не произнося множества звуков, она уже рассказывала все эти сказки сама. По дороге из детского сада, помню, весной идем, медленно, и она "Золотого петушка" рассказывает, целиком, для собственного удовольствия, и было ей два года и три месяца тогда. Естественно, я не думаю, что она понимала тогда хотя бы больше половины слов из пушкинского текста, но плюс был в том, что она полюбила сам текст, сам процесс рассказывания и чтения.

Когда ей было года два, то, поддавшись веяниям "раннего развития", я купила кубики Зайцева. Такой умный ребенок, думала я, еще чуть-чуть, и будет читать. Но не тут-то было :) Хорошо, что меня не хватило на сколько-нибудь серьезные занятия этими кубиками, думаю я сейчас. То есть я их честно все склеила, сложила, несколько раз давала в руки, читала по ним с ней слоги, но слава богу, что я была ленива и следовала интуиции, а не сажала ребенка насильно учиться и заниматься по зайцевским правилам. Наверное, это была самая бессмысленная моя покупка для обучения детки чтению, так как слоги можно было читать где угодно, вся эта фигня - совершенно лишняя. Кому-то их потом сплавили.

Шло время, мы по-прежнему много читали, уже других книг, посложнее - Носова, Заходера, "Алису", Андерсена и т.д., каждый вечер перед сном по часу я садилась и что-то ей читала. Периодически показывала слоги, иногда короткие простые слова. Но она уже была большая, и понимала, что это труд, надо учиться, а чем учиться, лучше маму попросить :) Хотя пытаться самой читать вывески или этикетки ей нравилось, ее это увлекало.

Кроме отпуска, особого времени на хоть сколько-нибудь систематические занятия у меня не было. Поэтому я решилась поднажать летом, когда ушла на две недели в отпуск и провела его с деткой за городом, ей было три с половиной года.
"Поднажатие" заключалось в том, что мы договорились - каждый день выделяем минут 15 на то, чтобы она прочла две строчки. Всего две строчки или два предложения крупным шрифтом в детской книжке. Но их надо было разобрать, сложить из слогов, не всегда знакомых, и я помню, что первые несколько дней дело шло со скрипом. Во-первых, сложно, а во-вторых, это было "занятие", а не свободная игра. Я ломала голову, как ее обмануть, чтобы научить незаметно, походя, между делом. Очень помогли, помню, этикетки и всякие надписи, объявления, указатели. Уже через три дня таких занятий она стала их читать почти свободно, и ей самой это страшно понравилось. Такое ощущение себя взрослой :)

Занимались мы так, наверное, около недели, может, дней 10, не больше. И вот тут я сделала то, что по сей день считаю самым правильным после того, как ребенок только-только научился читать - я сразу разрешила ей читать ПРО СЕБЯ, молча. Кажется, я даже специально ей это показала. Потом пару раз поиграла с ней в "загадалки" ("ты прочтешь молча, а я попытаюсь отгадать, про что ты читала, а ты мне потом расскажешь, про что") и поняла, что она действительно читает и понимает прочитанное, не халявит. И с этого момента она читала про себя. Не было никаких "сядь почитай", обязательно вслух. Это нудно и скучно, какая бы ни была любимая книга; я помню еще, как меня саму сажали так читать в детстве - в результате я только в школе открыла для себя возможность читать молча и страшно этому восхитилась, и только с этого момента приохотилась к самостоятельному чтению.
Книги сами по себе она к тому времени уже давно любила, а как только поняла, что можно читать не вслух, очень быстро стала сама развивать читательские навыки и читать помногу. К четырем годам это был классический запойный чтец.

Кроме всего прочего, я потом прочла статью одной дамы, учительницы русского, кажется, которая сетовала на повальную безграмотность как следствие акцента обучения на звуковом, а не зрительном облике слова. Вот эти фонетические разборы все, которыми они занимаются в начальной школе, совершенно ненужное понятие о фонеме - все это путает детей и мешает им грамотно писать, в то время как, например, глухонемые дети зачастую пишут грамотнее, так как, естественно, сразу обучаются чтению только про себя. Я еще раз поняла, как была права.

Итак, резюмируя:
- буквы - рано, но в виде звуков, без названий,
- много-много-много чтения-пения-стихов-книг везде и всегда,
- никаких дополнительных фишек вроде кубиков Зайцева или карточек Домана,
- минимально напрягающие занятия в тот момент, когда вы почувствуете, что ребенок уже в состоянии медленно сложить короткое слово из слогов,
- и сразу показать, как читать про себя.

Надеюсь, кому-то будет полезно.

Хых, я в три года наизусть рассказывала всего Айболита, при этом держа в руках книжку, и все думали, что я его действительно читаю. Читать научили в четыре года. Вслух, по-моему, вообще никогда не читала, как-то сразу больше про себя, едва освоилась с буквами.

Edited at 2016-10-26 06:56 pm (UTC)
а я была уверена, что не вслух нельзя, до лет восьми :)

Нам пригодился букварь Жуковой. Там очень наглядно расписано, как соединять буквы в слог. А вообще постоянно им тоже вслух читали. И еще папа наш делал так: дочитает до интересного места, а потом, извини, ребенок, у меня дела, дочитай-ка сам.

я и потом продолжала читать вслух - даже сейчас иногда - но это уже стало обучением выразительному чтению :)
Это вообще актуальный вопрос для меня. Сама научилась где-то с 4 до 5 лет читать. И очень хочу Даню тоже рано приучить к чтению.
Спасибо большое за подробный рассказ! Очень пригодится.
Очень интересно!
Театр одного актера - это круто :)