ER

В последние месяцы в минуты отдыха смотрю (почти уже досмотрела) старый-старый американский сериал "Скорая помощь" (ER) - еще тех времен, когда слово "сериал" ассоциировалось только с мыльными операми бразильского и мексиканского разлива да "Санта-Барбарой", а что такое качественный сериал, публика еще знать не знала вообще.

Помнится, в те времена, когда он вышел, мы очень скоро стали всей семьей приклеиваться к экрану по вечерам на полтора часа: показывали сразу две серии. Всем всё страшно нравилось: качество, новизна материала, актерское мастерство, жизнь в кадре, сюжетность в каждой серии. Кое-кто говорил, что там есть профессиональные медицинские ляпы, но у нас был железный аргумент - мой дядя, детский анестезиолог-реаниматолог, который все одобрил и сказал, что так оно все и происходит - или должно происходить в современной хорошо оборудованной больнице.

Тем любопытнее то, что видно там сейчас. Сейчас я смотрю фильм наполовину как документальное кино. Тогда внимание приковывали, конечно, сами медицинские манипуляции, откровенность кадра, невиданные прежде вещи, непредставимые. Сам факт, что можно снять вот так простую жизнь обыкновенной больницы, простую жизнь обыкновенных невыдуманных людей. Актеры, конечно же, - для меня прежде всего еще молодой Клуни, который до сих пор, имхо, не сыграл никого более привлекательного, чем великолепный доктор Даг Росс, и в каждой его новой роли я тщусь разглядеть именно те черты: под кошачьей грацией, блеском и силой ловеласа в расцвете жизни - улыбка и грусть, нежность и нервность, юмор, своеволие и чувствительность, способность любить и верность своему делу. Обожаю эту роль и этот, что тут говорить, секс-символ :)

Да в общем я там всех люблю - из тех, кто играет в первых пяти сезонах, дальше, после ухода Клуни, сериал потихоньку покатился под гору и стал повторять сам себя. Медсестра Кэрол, оказавшаяся украинкой по происхождению и православной (!), пытается в первых сериях говорить по-русски. 1994 год, еще в силе те, перестроечные симпатии к русским: медсестра пытается удочерить больную русскую сироту. Прекрасная чернокожая фельдшерица Джинни - 1995 год, здесь у нас еще в силе все предрассудки касательно ВИЧ и СПИДа, а храбрая Джинни борется за свои права жить и работать с ВИЧ, и это смотрелось тогда как что-то инопланетное. Первые гомосексуалы разных полов, показанные обыденно, как и все остальные люди, с теми же болячками и с проблемами. Да, права меньшинств, все вот это, на чем сейчас зиждилась программа Демократической партии США, - в начале и середине 90-х еще дискутировалось, обсуждалось и вводилось в практику; сейчас удивительно интересно возвращаться в то время. И везде, постоянно, в любой ситуации – права человека, права больного, любого больного, убийцы, вора, нищего, беременной девочки, которую защищают от родителей, кого угодно. И правила больницы, правила штата и страны (!), которые ради этого нарушают. ФБР-овцы и полиция, которых врач выталкивает за двери, потому что «права больного» и хоть ты что с ним делай.

Доктор Питер Бентон, большой черный человек, хирург, то пугающий, то симпатичный, без обиняков рассказывает про то, что он единственный среди своих чернокожих одноклассников, кому удалось выбиться в люди и не погибнуть, не сторчаться, не сесть в тюрьму к 30 годам. Сегодня я даже не могу себе представить подобной откровенности в американском кино - это неполиткорректно. Вот это то, что я вижу сейчас и чего не видела тогда - за новизной материала эти подробности не замечались, да и не знала я тогда о стране почти ничего. "Вы еврей?" - спрашивают у доктора Грина пациенты; и его же потом избивает, после смерти чернокожего бандита в приемном отделении, неизвестно кто, явно из-за мести; "я не расист!" - беспомощно восклицает в кафе работник скорой, сказав неосторожное слово и получив тяжелые взгляды в упор со всех сторон; а потом доктор Бентон, звезда чикагской медицины, едет на Юг, в Джорджию, к реднекам, которые, брезгуя черными, не дают ему даже прикоснуться к своим белым, грязным, замызганным дочерям. Вроде обычная жизнь, каждый день, рутинная работа, совместный отдых, но никуда не девающийся расовый конфликт, везде и всюду, в самой основе жизни и людской психологии.

И вообще – насколько виднее становится сейчас изнанка жизни этих врачей, насколько она понятнее сейчас. И не только врачей – всех. Та самая страховка, которой нет у половины больных («чикагская окружная больница лечит всех, сэр»), дорогие операции, дорогие анализы, которые проводить или не проводить – это вопрос каждого дня и часа у любого врача, потому что деньги государственные, а государство, оказывается, и там считается не слишком щедрым; то самое незавидное положение, которое Обама попытался изменить. Совсем другое отношение к лечению: из больницы все стремятся поскорее уйти, в любом состоянии, потому что в подкорке зашито – лечиться дорого. Мамы, приносящие детей с температурой под сорок впервые к врачу: здесь этого не представить даже. Температура, которую не надо снижать. Амбулатория при больнице, открытая на частные деньги семьи Картеров, куда идут несложные больные, которым некуда больше пойти. Некуда. Операции, после которых выписывают на следующий день, и это нормально. Все споры об абортах и все точки зрения - в одной серии, ненавязчиво и без всяких единственно верных решений. Все споры об эвтаназии, на которую решается бесстрашный Росс и из-за которой он уходит. И самое особенное для нас здесь - обезболивание, всегда, везде, никакого страдания в норме быть не может.

И нет никого единственно правого или неправого.

Страна тяжело работающих людей, с самыми короткими в мире отпусками, отдающих все для работы и ради работы. Кредит в 150 тысяч на образование, про который доктор Росс говорит, что еще 15 лет будет его отдавать, и так же живут они все, пока не добьются вершин; экономят, едят доширак, никаких отпусков в Европе, максимум – поехать к родителям; снимают квартиры с тараканами и считают долги, долги, долги, подрабатывают, чтобы было на что отправить ребенка в специализированный детсад – если этот детсад вообще есть. Ради работы – все: рвутся семьи, потому что нет ничего важнее, чем работа, и если у жены работа в другом городе, она уйдет от мужа и заберет ребенка – только бы ее заполучить; матери, которые отдают детей в ясли в два месяца, и так повсеместно, потому что надо работать; и беременная двойней Кэрол не поедет вслед за своим любимым Дагом в другой город, потому что ее место там, где ее работа, и будет работать в полную силу до самых родов. Такая страна. Это цена ее достижений.

P.S. И в одной из серий 1995 года девочка-подросток говорит Россу: «Представляете, Майкл и Лиза развелись». И не нужно уточнять, кто это :)

P.P.S. И вообще интересно видеть движение истории. Сериал снимался с 1994 по начало двухтысячных: и там все, и музыка - то Дэвид Боуи, то "Макарена" :), и начало эры мобильных телефонов, огромных, с антеннами, которых все боятся из-за излучения, и пейджеры у врачей; и интернет, еще только начало интернета, к которому все подходят с опаской, компьютеры, с которыми не знают как обращаться, и письма, которые пересылают по факсу :) И потом все это движется, все уходит и меняется, незаметно, но неумолимо.

P.P.P.S. И люди без смартфонов :)




саундтрек (прямая ссылка):


Download James Newton Howard ER for free from pleer.com
Tags: , ,
Очень интересно! Спасибо, что рассказала, и спасибо за интересные детали. Про Obamacare и ОМС в России услышала в последнее время несколько мнений медиков, и они против такого подхода. Мнения - и американских, и российских медиков. Любопытно, как работает система в целом и в частностях.
О работе ты хорошо сказала.
Смотрела ли ты "Доктора Хауса"?
против какого подхода, не поняла.

"Доктор Хаус" у меня не пошел. Я как-то пыталась смотреть пару серий, но мне там не хватает достоверности. Видишь ли, я люблю когда в кадре жизнь, чем больше реальности, тем мне интереснее, ближе, понятнее. В "Хаусе" этого не нашла, мне показалось, что это придуманная конструкция и придуманные люди.

Я поэтому не поклонник никакого фэнтези, и на "Хоббит", например, меня можно заманить только с целью образовательной - для детки. Но и детка, кстати, спокойно к этому жанру отнеслась. А вот когда она смотрела фильм "14+" про современных подростков, вот тут она оторваться не могла и восхищенно выдохнула: "Вот это фильм!! вот это про жизнь!"
Против обязательного страхования.

Здорово про жизненные фильмы :) Для меня "Доктор Хаус" - это очень даже о жизни, о судьбе умного и несчастного человека, о его даре, о его мечтах.
может быть и так, я смотрела отрывками и не с начала, надо было подойти как следует к этому
Да, путь там важен. Когда уже не в первый раз смотришь, можно любую серию включить, конечно :)
Как мне говорили про отношение американских медиков - это разоряет систему здравоохранения. Как рассказывали российские медики - скорые забирают бомжей, которым делают обследования вроде КТ и МРТ, в итоге не до каждого больного доходит очередь на проведения таких обследований. Это не к тому, что бомжи - не люди, а к тому, что всеобщая доступность медицинских услуг приведет в итоге к тому же, от чего уходили, - к необходимости оплаты пациентами.
Это я просто к слову, в теме не разбираюсь.
не буду спорить, т.к. тоже не специалист.

Но в ER, все же, печальная картина рисуется, потому что страховкой, а особенно дорогой страховкой, не охвачено очень, очень много людей, не бомжей, просто обычных людей. Папа, например, приводит сына в больницу, у сына обнаруживают диабет - но папа сможет устроиться на работу с хорошей страховкой только через три месяца. А страховая компания будет оплачивать лечение только "вновь возникших" заболеваний". В результате доктор Картер идет на должностное преступление и вырывает из карты мальчика страницу с диагнозом. И выписывает его. И мальчик не будет получать лечения три месяца в ожидании пока папа устроится.

И такое сплошь и рядом.
Да, знать бы, какой выход тут возможен...

Печально все это, конечно.Деньги правят миром.
Посмотрела. Не представляю себе, какая могла быть зарплата в 1999 году в США, но странно, что отца напугала стоимость лекарства 100$ в месяц. К тому же, он не безработный (через неделю выходит на новую работу, а не просто начинает работать). Его сын ел много вредной еды - значит, на еду денег хватает.
Но в целом показательно, конечно, насколько значима хорошая страховка.
Они экономят, я ж говорю. То там то тут в сериале упоминаются разные суммы, типа 200 с лишним долларов за что-то, и это весьма существенные суммы для них, хотя врач профессия высоко оплачиваемая. И они все в кредитах, длинных кредитах, в основном за образование и жилье.
Но речь о здоровье, а не о дорогостоящей покупке...
Моя подруга, которая живет с семьей недалеко от СФ, рассказывает, что у них и дом в кредит, и машина, и дочка подрастает, и уже пора откладывать деньги на ее образование, но говорит: "что же теперь, не жить?" Потому у них и две машины, и путешествия, и особый детский сад для ребенка. Вопрос ведь не в желании тратить или не тратить, а в самой возможности. Возможность у того папы, как мне видится, есть. Три месяца точно мог бы лечить сына, если это было бы возможно без поставленного диагноза.
А я его так и не смотрела дальше первых серий. Надо будет как-нибудь наверстать.
вот кстати не уверена, что даже ты сможешь смотреть это по-английски, со всеми терминами медицинскими.
Ну, Хауса я смотрела без проблем. Их не так много, этих терминов, и многие из латыни, поэтому по-английски и по-русски схоже звучат.
Я видела этот сериал, когда он впервые у нас вышел, но смотрела лишь время от времени: я недолюбливаю все больничное, а тогда тем более.:))) Поэтому смотрела лишь с мамой иногда. Ей нравилось. В нынешние годы как-то раз посмотрела несколько серий под шитье, когда нечего больше смотреть - неплохо. Для меня сейчас медицинская тема не так отталкивающа, как раньше, но просто скучно, мне интриги не хватает. По сути да, как док.фильм, но о том, что и так ясно. Персонажи и исполнение там хорошие, факт.

Но то, что это был первый качественный сериал после мексиканщины - это неправда. Было уже полно разных. В частности мы с матерью ещё в мои студенческие годы смотрели "Хилл Стрит блюз" - очень душевный полицейский сериал примерно 80-х годов, по структуре очень, кстати, похожий на "Скорую". А ещё тогда уже был Твин Пикс - реальный шедевр среди сериалов.:)

Вообще забавно: моя мама тут запойно подсела на сериалы вдруг. Спасается от рабочих стрессов, что я лично отмечаю, как прогресс.:))) И смотрит она "Пожарных Чикаго", а сейчас смотрит про скорую помощь тоже в Чикаго. Так что у вас с ней похожие тенденции.

А я вот смотрю про всякие эксперименты, психов, хакеров. Что особо любопытно, это сериалы последних лет, где мелькают нынешние реалии: Трамп, русские всякие и т.п. Все это эпизодически и несерьёзно, но просто само по себе забавно. Ну, знакомые города там показывают с разных сторон: очень приятно подмечать.:)
Да, "Твин Пикс" я не учла, это факт. Хотя и не любила его никогда :) - вообще никак и ничем он меня не увлек. Я наверное все же больше документальный зритель, мне подавай жизнь в кадре, реальность, реальные подробности, и чем больше, тем лучше - я выше Маше уже про это писала. Вот на это у меня сразу "стойка" :) А на второй минуте "Властелина колец" я начну зевать. И в "Твин Пиксе" реальности тоже нету.

Мне, видимо, неинтересен эскейп в прямом своем выражении и прямом смысле. Может это потому, что в детстве была художественная школа, где можно было сделать "рамку" из ладоней - и вот в рамке уже была территория искусства. И там уже был другой мир и эскейп. Хотя это был реальный пейзаж.

Я поэтому люблю, например, Гай Германику или фон Триера - за документальность в художественном кино, за подробности, за ощущение соприсутствия.

И вот как раз простой жизни в сериалах до ER - у нас по крайней мере на ТВ - мы не видели. Вот просто жизни день за днем. Хотя там и сюжет в каждой серии свой, и интрига. И юмор, и любовь. И куча американских подробностей - вскользь, фоном, которые я вижу только сейчас.
Я думаю, просто не попадались до ER реалистичные сериалы. Хилл Стрит блюз был как раз очень реалистичным в духе Скорой. Просто он прошёл мимо многих, поскольку без шумихи шёл по какому-то шестому питерскому каналу. А хороший, кстати, был сериал. Мне он полюбился именно персонажами, хоть это и было попросту про полицию какого-то американского города.

В целом же я люблю документальность в документальных фильмах, которые я смотрю, кстати, очень много: именно документальные о реальных людях. А в художественных меня документальность прельщает лишь тогда, когда сюжет увлекает. Видишь ли, например, Твин Пикс для меня не эскейп, а скорее как раз реальность. Он ведь очень психологичен. Тамошняя мистика вся из разряда обычной работы с подсознанием. Кстати, это и есть магия настоящая, а не вымышленная для сказок. Сейчас я не могу смотреть многие сказки и фэнтези по этой как раз причине, потому что от магии там только летающие огоньки и всякая прочая внешняя тупизна. А магия - это психика. В Твин Пиксе магия реальная с укуром, а не с внешними эффектами. Там даже нельзя сказать, было там что или это чей-то глюк. К тому же меня просто потрясает тот общий стиль и атмосфера, типажи, которые создал конкретный режиссёр. Это абсолютно уникально, ни на кого не похоже. Все эти вигвамы, местная природа, странные люди. Смотришь и оказываешься словно перед картиной, где есть своё видение художника. Фактически Твин Пикс - это единственный случай перенесения арт-хауса в жанр мыльной оперы. Тем он и заслужил свою славу.
А в большинстве сериалы реалистичные - довольно одинаковы, особенно про всякие службы спасения. В них сюжет обычно крутится вокруг случаев, где применяется профессия полицейского, спасателя, врача и т.п., при этом между персонажами показаны некие отношения, романы, драмы. Все это хорошо сделано и сыграно, но ужасно банально. Предсказуемо, сказала бы. Конечно, это может увлекать. Если сопереживаешь, если тебя в принципе волнует тема медицины или пожарных, это весьма полезное для посмотреть. Но мне это все неинтересно само по себе, не интригует. Иногда я смотрю такие вещи, но обычно, если больше нечего.
Точно так же, как многочисленные фэнтези ни в какое сравнение не идут с Властелином колец, который абсолютно гениален и уникален, как своего рода Библия. Наверное, не реалистичность меня в этом отталкивает, а именно отсутствие того, что меня бы заинтриговало. Мне интересно увидеть что-то из ряда вон. Поэтому, кстати, очень люблю смотреть всякие истории, где есть эксперименты над мозгом, временем, пространством. Я всегда хотела изменить реальность, а не принять её как есть. Поэтому это увлекает.:)
Вот про магию с укуром - это в точку )) меня тоже Твин Пикс привлек именно этим. Я про такое пишу обычно ))