девочка

(no subject)

Навеяно постом о Лиле Брик у Радуловой.

Когда-то очень давно я несколько лет работала в школе. И однажды весной решила провести эксперимент - в классе, прямо скажем, не отличавшемся наличием тонко чувствующих натур, где преподавать русскую классику означало, чаще всего, пол-урока растолковывать детям значения слов или фраз (это был как будто недоступный им, чужой язык).

И вот весной, измучившись вконец оттого, что если с прозой еще хоть как-то чего-то можно было достичь, то поэзия - вообще никак и ничем не доходит до неокрепших умов, я решила - а дай-ка я им почитаю Маяковского. То есть - вне программы и раньше, чем его было положено читать (детям было по 11-12 лет). Просто для того, чтобы встряхнуть, чтобы показать, какими "нетакими", оказывается, могут быть русские стихи.

Урок получился на ура, скажу я вам. Читали мы "Хорошее отношение к лошадям" , по строчечке, медленно. До сих пор помню обалделое выражение лиц и широко открытые глаза, и вопросы "эээ...а как это он ТАК?" Дети впервые слышали Маяковского - все его малышовые чудесные вещи явно никогда до них не доходили.

Прозвенел звонок, но они не повалили из класса, как обычно - половина остались сидеть и попросили - а почитайте еще:) И я раскрыла книгу, и меня понесло:)
А последнее, что я, наплевав на условности и на то, что "не по возрасту", им прочла, было вот это:
Дым табачный воздух выел.
Комната -
глава в крученыховском аде.
Вспомни -
за этим окном
впервые
руки твои, исступленный, гладил.
Сегодня сидишь вот,
сердце в железе.
День еще -
выгонишь,
можешь быть, изругав.
В мутной передней долго не влезет
сломанная дрожью рука в рукав.
Выбегу,
тело в улицу брошу я.
Дикий,
обезумлюсь,
отчаяньем иссечась.
Не надо этого,
дорогая,
хорошая,
дай простимся сейчас.
Все равно
любовь моя -
тяжкая гиря ведь -
висит на тебе,
куда ни бежала б.
Дай в последнем крике выреветь
горечь обиженных жалоб.
Если быка трудом уморят -
он уйдет,
разляжется в холодных водах.
Кроме любви твоей,
мне
нету моря,
а у любви твоей и плачем не вымолишь отдых.
Захочет покоя уставший слон -
царственный ляжет в опожаренном песке.
Кроме любви твоей,
мне
нету солнца,
а я и не знаю, где ты и с кем.
Если б так поэта измучила,
он
любимую на деньги б и славу выменял,
а мне
ни один не радостен звон,
кроме звона твоего любимого имени.
И в пролет не брошусь,
и не выпью яда,
и курок не смогу над виском нажать.
Надо мною,
кроме твоего взгляда,
не властно лезвие ни одного ножа.
Завтра забудешь,
что тебя короновал,
что душу цветущую любовью выжег,
и суетных дней взметенный карнавал
растреплет страницы моих книжек...
Слов моих сухие листья ли
заставят остановиться,
жадно дыша?

Дай хоть
последней нежностью выстелить
твой уходящий шаг.
26 мая 1916, Петроград

Вы бы видели лица девочек!:)
"А кто она? А они поженились, да?" "Нет, - говорю, предчувствуя драматическую реакцию, - она его разлюбила". "Как же так?? как она могла? вот Я БЫ, знаете, никогда, если мне бы - и вот ТАКОЕ..." - наперебой с красными щеками говорили мои  девицы:)

Потом попросили - прочитайте еще раз это, последнее. И я прочла еще раз: "Слов моих сухие листья ли заставят остановиться, жадно дыша?.."

Да. Такие дела.
Вообще-то я просто хотела сказать, что я никогда не слышала у "Сплинов" эту песню, и мне очень понравилось, что они ее сделали, вот такую, не академичную ни разу. Надеюсь, мои уже выросшие девицы где-нибудь когда-нибудь ее слышали, эту песню.

А больше всего люблю я у него вовсе не эти сухие листья слов, а фразу  "В  сущности  говоря , где  птички ?":))))

"Одно время, в 1923 году, - рассказывает Л. Ю. Брик, - Маяковский увлекался птицами и накупил их массу, самых разнообразных. Они быстро надоели ему, и он всех их выпустил на волю. Пришел к нам как-то обедать отец Осипа Максимовича Брика и направился прямо к птичкам. Их не оказалось. У него сделалось страшно удивленное лицо, он оглянулся на Маяковского и недоуменно спросил его: "В сущности говоря, где птички?" Вопрос этот показался Маяковскому необычайно забавно-глубокомысленным. Он долго носился с этой фразой, пока, наконец, не нашел ей место в "Мелкой философии на глубоких местах".

Только она недоговаривает - птичек в клетках он покупал тогда, когда ею был в очередной раз отправлен во временную отставку. И томился...

Годы - чайки.
              Вылетят в ряд -
и в воду -
           брюшко рыбешкой пичкать.
Скрылись чайки.
                В сущности говоря,
где птички?
Я родился,
           рос,
                кормили соскою, -
жил,
     работал,
              стал староват...
Вот и жизнь пройдет,
                     как прошли Азорские
острова.
Ух ты! Как это догадалась Маяковского им почитать? :)
Я тоже часто голову ломаю, как увлечь детей скучным предметом.
ой, долго думала, как бы эти уроки оживить. Оживила:) Но не очень надолго, правда.
Обожаю Маяковского. И мне до сих пор непонятно тоже, как она могла, когда он ей ТАК?
:)

Вампирская была дама, умная, как змея, но без доброты.

"Зато дуэт для скрипки и альта" - то есть вот, зато мы имеем такое наследие. Я ее воспоминания читала, немного, отрывки - помню, она его специально отсылала от себя, чтоб мучился, переживал, но выдавал продукт! В 1923-м, когда были "птички", продуктом, если не ошибаюсь, стала поэма "Про это".
11-12 лет это же 6-7 классы? А что там изучают? *сказала студентка педагогического вуза :))
ну, там из поэзии 19 век только.
впрочем, это было в 90-е еще...
Ах да. Скорее всего Ломоносов и Державин, фонвизин, Жуковский, Лермонтов, Крылов, Чехов. Кое-что из зарубежной литературы - О.Генри, Лондон, Гете, Мериме. Не так все плохо на самом деле.
неее, там что-то другое было тогда. 6 класс.... мм.. отчетливо помню Гоголя:) И вроде бы "Руслана и Людмилу". И кажется "Дубровского"?... но не уверена. Это было уже больше 10 лет назад:)

А я и не говорю, что плохо. Нормально, просто молодым учителям редко дают хорошие классы:)
А, точно, точно. Дубровский! А в "Руслана и Людмилу" я в 5 классе вообще не врубилась. Да и кто б сомневался. До сих пор не понимаю, ЗАЧЕМ детям в 6 классе "Р.и Л."??? :)) Недетское ж произведение, не оценят :))

Про хорошие классы понятно :)
кстати, Р.и.Л тогда ничего пошла. Ну то есть сравнительно ничего... Главный затык был с Гоголем - "Тарас Бульба" и "Вечера". Господи!!!! Вот это был ужас так ужас. С детьми ограниченными, с бедным словарным запасом, которым и сугубо детские вещи надо было разъяснять, врубиться в Гоголя - это я не знаю что... На уроке текст читался как минное поле - каждую минуту выхватывала кого-то "объясни это слово", "что это значит", "как понимать это выражение". В самом деле - как иностранная литература...
Ну, у Гоголя специфический язык, с малороссийскими словечками, там сам-то не сразу врубишься. Но "Вечера" это же классно, там же юмор и страшилки! Помню, меня так "Страшная месть" в школе впечатлила :)
хехе, чувство юмора - это, знаешь, такая вещь, которая обычно сопровождает общую умственную развитость:)
Уж на что смешные рассказы О'Генри мы читали, помню - те же "Персики" - и как же трудно было добиться понимания.

Гоголя, помнится, я поначалу давала читать в классе детям, но быстро поняла, что это нельзя. Бубнят и спотыкаются. Тоска... И стала читать сама, стараясь в меру сил играть как можно более громко и ярко:)ага:) Чтоб хоть как-то донести вкусность. Там проблема была не в малороссийских словах, а в речевых оборотах, в длинностях, в метафоричности - все это надо было буквально переводить.
Да уж :( У тебя какой-то совсем тяжелый случай был :)
неее, вовсе не самый тяжелый. Ты в школе работала?:)

Самый тяжелый - это согнанные в один класс 15 человек второ- и третьегодников. Ой какая шлифовка характера:)
Нет, я не работала, конечно.
Я бы не смогла, наверно.

У меня бабушка - завуч в ПТУ. Я даже боюсь представить, как она вот с этими работает уже 30 лет.
у Сплина есть более жесткая версия этой песни. Я ее в выложенном тобой варианте даже не узнала. Поищи на Тьюбе. Более жесткая аранжировка, навязчивый мотив скрипки и флейты, и бездна внутреннего ада выгнанного поэта((((((((((((
Ох, какая страшная, тяжелая, наизусть до последнего слова запомненная вещь.
Ролик смотреть даже не рискну, и так в ней всё запредельно.

Действительно, практически кого угодно можно "пробить" такими сильными вещами.
Может, кому-то из этих девочек она помогла найти, раскрыть глубину.
ролик хотя б для самого Маяковского посмотри - это же он сыграл в "Барышне и хулигане".