мдж1

Гамлет нью-йоркской подземки

А есть ли у вас майкловидео, которое вот никогда-никогда не надоедает смотреть и которое всегда в моменты усталости и депрессии пронимает, и встряхивает, и дает отдохновение?

У меня абсолютный лидер - это BAD. Как лекарство. Причем если раньше, открыв для себя полную версию, смотрела именно ее, то сейчас, пропитавшись ею до печенок, уже любуюсь на короткую - только на танец.

А вот сейчас еще раз посмотрела полную - и вот что подумалось, глядя на главного героя, поначалу - особенно по сравнению с самым темнокожим, героем Уэсли Снайпса -  "а не слабовато ли выглядит наш мальчик по сравнению с Уэсли, вон тот какой эмоциональный, а наш-то что ему в ответ, какую эмоцию? недоигрывает?" А потом подумала и поняла, что в этом-то и суть. В этом и изюминка. И Мартин Скорсезе не стал бы снимать даже короткометражный фильм с плоско-лубочным противостоянием плохой-хороший.
Майкл играет героя, который действительно слабее, он слаб, и он один, и ему очень, очень страшно, и не на кого надеяться. И поэтому он сжат, зажат, молчит и смотрит. Ему плохо - чуть ли не до тошноты, кажется. Ему нужно очень много собрать в себе сил, чтобы решиться на этот, в общем-то, не такой уж и великий по меркам общества подвиг - защитить от нападения, участником которого сам едва не стал (и тут еще вступает тема "свой среди чужих, чужой среди своих", свой-чужой, ох какая непростая...). Он же был в миге от того, чтобы напасть самому; когда он этого не сделал, в выражении лица есть тень удивления самому себе - он не ожидал этого сам от себя, он это смог в последний момент, на краю. Но ведь это же и есть реальная, а не картинная сила духа - не в том, чтобы быть без страха, а в том, чтобы страх побеждать в себе. Выдавливать. По капле. И сам этот процесс борьбы с собой - совершенно не картинный, негероический, тяжелый и неприглядный.

И победа - победа ли? не сожалеет ли он сам, что уходит? И да и нет. И знает, что по-прежнему будет отчужденным, "не таким", и среди бывших своих и среди так желанных будущих чужих. И в последнем кадре по-прежнему страдание на лице.

Фактически получается, что эта роль - из ряда Гамлетов. Ага. Мучения, сомнения и возможность\невозможность решиться на поступок, который считаешь правильным. Преодоление трусости. Быть или не быть... Да ведь и сам танец - это только мечты, воображение героя, который хочет вот ТАК ответить, но может только то, что может, потому что реальность суровее, чем сказка. У этого "цветного" Майкла-Дэрила и костюм-то сказочный - костюм подростковой мечты, именно поэтому настолько перегруженный кожей и металлом.
Как же красиво все придумано и умещено всего в 18 минут. И кто бы мне объяснил, какое все это имеет отношение к "масс-культуре"... мнда... Мартин Скорсезе снял, а Майкл Джексон сыграл "Гамлета" городских трущоб 1980-х - но как из этого получился расхожий стереотип "глядите на меня какой я крутой в своих заклепках", я не понимаю.

Не-знатокам и вовсе неизвестна полная версия того, что принято называть "лучшим видеоклипом поп-короля" - а значит, ничего из написанного выше не может быть понятно. Поэтому привожу тут полную версию. Ниже - русский перевод со всеми важными примечаниями, автор перевода - nlmda . Сюжет фильма основан на реальной американской истории 1985 года. В одном из интервью Майкл говорил, что это парафраз истории о том, как один чернокожий мальчик, отправившись учиться в колледж, вернулся домой на каникулы и был убит своими же друзьями, которые позавидовали ему. На самом же деле сюжет клипа навеян историей Эдмунда Перри - чернокожего парня, который был одним из лучших студентов престижного колледжа в Нью-Гемпшире. 12 июня 1985 года он был застрелен белым полицейским в штатском Ли Ван Хаутеном, утверждавшим впоследствии, что Эдмунд вместе со своим братом пытался его ограбить. После расследования полицейский был признан невиновным, однако этот случай получил широкий резонанс в нью-йоркской прессе, отмечавшей, что как в действиях полиции, так и в ходе судебного разбирательства явно прослеживались расистские мотивы. Как написала одна из газет, Перри был «слишком черным, чтобы быть добропорядочным гражданином». (Позже было  написано несколько книг, посвященных этой теме, а в 1992 году появился фильм-расследование «Немотивированное убийство Эдумнда Перри» - прим. перев.)

По ссылке выше - еще ряд подробностей, без которых видео понятно не до конца.




То же самое на Рутьюбе целиком:




Перевод:


В ролях:
Альберто Аледжандрино – пожилой испанец
Пол Калдерон – драгдилер
Горацио Дэйли – бездомный на улице
Роберат Флек – мать Дэрила
Марвин Фостер – покупатель крэка
Грег Хольц мл. – Ковбой
Адам Натан – Тип
Джейми Перри – Скай
Педро Санчес – Нельсон
Уэсли Снайпс – Мини Макс

Зима. Вывеска на здании "The Duxton School". Студенты выходят из аудиторий и разъезжаются по домам на каникулы. В коридоре Дэрила останавливает парень.

Студент: Дэрил! Слушай, пока ты здесь должен тебе сказать… знаешь, ты много добился в этом семестре… с тебя действительно можно брать пример. Я вижу, как ты усердно занимаешься.
Дэрил: Спасибо. Спасибо тебе.
Студент: Держи пять! Береги себя.
Дэрил: Пока.

Дэрил едет домой в вагоне метро вместе со своими однокашниками. Постепенно вагон пустеет, Дэрил обменивается взглядами с Нельсоном.

Объявление в вагоне: Следующая станция «Grand Central Terminal». Конечная остановка этого поезда. Посмотрите, не оставили ли вы свои личные вещи. Будьте осторожны при выходе из вагона, доброго пути.

Дэрил пересаживается в другую электричку. Нельсон сидит рядом с ним.

Нельсон: Сколько парней смогут постоять за тебя?
Дэрил (подумав): Трое.
Нельсон: Слабак, за меня четверо.
Дэрил: Бывай.
Нельсон: Бывай.

Район гетто. Дэрил идет по мрачной улице. Бомжи греются возле костра, один из них окликает его. На крыльце он встречает троих приятелей.
Доби Гиллис – главный герой американского ситкома «The Many Loves of Dobie Gillis» 1959-63, скромный школьник, который страстно мечтает иметь популярность, деньги, внимание прекрасных, но недостижимых девушек.

Скай: Привет! Черный парень вернулся домой.
Мини Макс: Как жизнь, чувак? Как жизнь, Доби Гиллис?
Тип: Пришло время приехать обратно, чтобы повидать своих приятелей… правда?
Скай: Эй, ты выйдешь к нам потом, да?
Дэрил: Да, выйду.
Скай: Хорошо, не парься, братан. Мы будем здесь.
Тип: А что, завтра нет уроков?
Дэрил: Нет. Я дома. Завтра занятий нет.
Тип: Ты итак выглядишь умным. Даже слишком.

Дэрил заходит, осматривается в квартире.

Записка от мамы: "Привет, Дэрил, с приездом. Я на работе. Бутерброды в холодильнике. Будь дома к 7. Целую, мама".

Сцена на лестнице. В диалоге Ская и Дэрила стеб построен на игре слов, если рассматривать сленговый вариант, Скай говорит: Кто твоя «шестерка»? – Тогда чья ты «шестерка»?
Джо Колледж – комический персонаж одноименной книги Тома Перротта, американского писателя и сценариста, об американских студентах.

Скай: Эй, Колледж, какая у тебя основная специальность?
Дэрил: Это средняя школа. Там нет специальностей.
Скай: В таком случае, какая не основная?
Дэрил (смеется): Вы, ребята, больные на голову. Больные!
Мини Макс: Мой друг, Джо Колледж.
Тип (дразнит Дэрила): Джо! Джо, Джо, Джо!

Тип сидит на лестнице, нацепив на нос очки, точнее сломанную оправу, в которой отсутствуют линзы.
В диалоге игра слов, название школы Duxton School можно перевести как «Школа, готовящая лидеров»; Тип переиначил это название на свой вкус: Duxtbury – название школы + закапывать, хоронить.

Скай: Парни, взгляните на него, выглядит как несчастный ботан, точно. Я думаю, он украл их (очки)… но, похоже, что он не смог раздобыть стекла!
Тип: Смысл в таких очках, парни, в том, что когда папарацци начнут щелкать своими объективами… я не хочу, чтобы на моих фото были блики от вспышек.
Мини Макс: Эй, не мели ерунды. Ты лжешь!
Скай (показывает, как будут фотографировать папарацци): Так и будет. Правда. И все эти богатенькие мальчики там в Дакстбери носят такие, чуваки.
Дэрил (с нажимом): Они НЕ носят такие.
Тип: Да, они носят очки в черепаховой оправе?
Дэрил: Это и есть ЧЕРЕПАХОВАЯ оправа.
Скай: Ну, прости, братан.

(Неловкая пауза)
Мини Макс: Я думаю, нам лучше пойти пройтись, ребята.

Сцена с драгдилером, к нему подходит покупатель.

Дилер: Чего тебе? Две дозы?
Покупатель: Я беру две.
Дилер: Ты принес деньги?
Покупатель: Само собой.

Дилер берет деньги, покупатель уходит. Торговец тоже собирается уходить, но замечает Дэрила и его друзей, которые были свидетелями предыдущей сцены. Утирает нос рукой (этот жест позже Майкл скопирует в танце).

Дилер (показывает пистолет в кармане): Вам кого здесь надо?
Мини Макс: Пора смываться.
Скай: Да, ребята. Пойдем. Пошли отсюда.

Снова на лестнице в доме. Дунсбери – главный персонаж одноименной серии (с 1970 г.) сатирических комиксов художника Г. Трюдо; студент-троечник, вечный слабак и неудачник; его друзья и подруги по колледжу – пустоголовые невротики.

Мини Макс: Они нас найдут. Эй, охота начинается, кореш. Я говорю о том, что мы теперь у них на крючке.
Дэрил: Что?
Скай: Что?!
Мини Макс: Кореш не в теме. Разве непонятно, он превратился в Дунсбери, играя в теннис со своими очкариками.
Дэрил: Посторонись, чувак. Отвали.
Мини Макс: Чувак, в чем дело?
Дэрил: Отвали от меня, чувак. Хватит!
Мини Макс: Ты что, крутой? А? Или в этой твоей школе учат быть слабаком? Забыл, кто твои друзья? Ладно, тогда я скажу тебе кое-что: меня не волнует, чему они там тебя учат. Ты с нами или нет! Вопрос в том, крутой ты или нет?
Дэрил: Оставь меня в покое. Оставь меня! Я просто не хочу ввязываться в это! Прекрати!
Мини Макс: Так ты крутой?
Дэрил: Прекрати! Оставь меня в покое! Хватит! Дай пройти. Отойди!

Дэрил собирается уйти, но доходит до дверей и останавливается.

Дэрил: Ты хочешь узнать кто крутой? Хочешь знать что крутой? Давай. Ну, давайте посмотрим кто крутой, чувак. Давай, ну. Пошли. Ну, давай. Я покажу вам кто крутой. Пошли!

Спускаются на станцию метро. В подземке появляется одинокий прохожий, пожилой мужчина. Дэрил выходит из-за колонны и направляется к нему, его приятели приближаются сзади.

Дэрил (мужчине): Давай четвертак.
Мужчина: (что-то испуганно говорит по-испански)
Дэрил (передумывает, отталкивает мужчину): Уноси ноги! Беги! Быстрее! Беги! Ну!
Мини Макс (Дэрилу): Что ты делаешь, а? Ты не хочешь тусоваться с нами. Не хочешь. Ты не крутой.
Дэрил (срывается на крик): ТЫ не крутой! Ты ничтожество! Пустое место!

Появляются танцоры, цветное изображение, Майкл в костюме.

Мини Макс: Ну, и что дальше?



Your butt is mine / Ты меня перебил*
Gonna tell you right / Скажу тебе правду
Just show your face / Не прячь лицо
In broad daylight ** / От света дня
I'm telling you / Я тебе говорю
On how I feel / То, в чем я убежден
Gonna hurt your mind / Чтоб задеть твой разум
Don't shoot to kill / Не нужно стрелять
Shamon / Давай
Shamon / Давай
Lay it on me *** / Ударь меня
All right / Я готов

* your butt is mine - ты выстрелил по моей мишени (буквально), фигурально - ты заступил мне дорогу, ты перебил меня в разговоре, ты не дал мне сказать;
** in broad daylight - открыто, не прячась;
*** to lay it on smb. - ударить кого-то

I'm giving you / Я даю тебе
On count of three / Отсчет до трех
To show your stuff / Покажи, на что ты способен
Or let it be / Или будет по-моему
I'm telling you / Я тебе говорю
Just watch your mouth / Следи за базаром
I know your game / Я знаю игру
What you're about / В какую ты играешь

Well, they say the sky's the limit / Пусть говорят, звезду не схватишь
And to me that's really true / А я намерен стать звездой
But, my friend, you have seen nothing / Погоди, друг - и увидишь
Just wait till I get through / Ты увидишь, кто крутой

* the sky's the limit - идиома, нет предела, неограниченно;
дословный перевод неблагозвучен, а между тем во всей песне как раз этот бридж наиболее мелодичен и фразы в нем построены наиболее связно, поэтому хочется зарифмовать.

Because I'm bad, I'm bad / Ведь я крутой, крутой
Shamon / Давай
You know I'm bad, I'm bad / Знай, я крутой, крутой
You know it / Запомни
You know I'm bad, I'm bad / Знай, я крутой, крутой
Shamon, you know / Так и запомни
And the whole world has to answer right now / И весь мир тебе должен ответить сейчас
Just to tell you once again / Чтобы ты услышал еще раз
Who's bad / Кто крутой

Right! / Точно!

The word is out / Ты сказал свое слово
You're doin' wrong / Ты поступаешь плохо
Gonna lock you up / Хочу тебя остановить
Before too long / Пока еще не поздно
Your lyin' eyes / Ты не видишь правды
Gonna take you right / Я тебе покажу ее
So listen up / Послушай
Don't make a fight / Не спорь со мной
Your talk is cheap / Ты говоришь ерунду
You're not a man / Ты не мужик
You're throwin' stones / Ты бросаешь камнем
To hide your hands / И прячешь руки

Well, they say the sky's the limit / Пусть говорят, звезду не схватишь
And to me that's really true / А я намерен стать звездой
But, my friend, you have seen nothing / Погоди, друг - и увидишь
Just wait till I get through / Ты увидишь, кто крутой

Because I'm bad, I'm bad / Ведь я крутой, крутой
Shamon / Давай
You know I'm bad, I'm bad / Знай, я крутой, крутой
You know it / Запомни
You know I'm bad, I'm bad / Знай, я крутой, крутой
Shamon, you know / Так и запомни
And the whole world has to answer right now / И весь мир тебе должен ответить сейчас
Just to tell you once again / Чтобы ты услышал еще раз
Who's bad / Кто крутой

We can change the world tomorrow / День наступит - и мир станет лучше
This could be a better place / Надо жить ради этого дня
If you don't like what I'm sayin' / Если в это так трудно поверить
Then won't you slap my face / Тогда можешь ударить меня *

* снова уходя от буквоедства к рифме

// Мини Макс готов ударить Дэрила, но внезапно злость проходит и он протягивает Дэрилу руку.

Мини Макс: Таким способом ты хочешь уйти?
Tags:
Отличный анализ! Согласна, герой Майкла выглядит там даже немного out of place (тем более, что на ченого пацана он в этом видео уже не очень похож). Поначалу у меня все время ощущение, что его вот-вот побьют :) Но в этом есть свой смысл: он именно должен быть не похож на них. Не брутальный, не уличный. Как у нас бы сказали, "интеллигент несчастный". Но эта история именно про такого мальчика.

Этот клип мне очень жалко за то, что его недооценивают: критики тупо не поняли, а большинство зрителей не видели полной версии. Не самое мое любимое видео, но одно из самых сильных у Майкла, безуловно.

А из тех, что "никогда-никогда не надоедает", пожалуй назову Leave Me Alone. Вот так просто. Мне очень нравится стеб Майкла над своим собственным имиджем. И еще очень люблю Smooth Criminal и In The Closet - с чисто эстетической точки зрения они оба безупречны. Начинаешь смотреть, и глаз невозмжно оторвать.
Smooth Criminal входит в сердце как тонкий дамасский клинок ручной работы или как смуглый южный красавец/красавица ;) А Бэд - это просто разрывной снаряд. Поэтому когда есть время и настроение для эстетики - тогда да... но чаще, увы, бывает гонка и усталость. И Бэд неизменно снимает все нервное напряжение, всегда. Не было ни разу, чтоб он меня не увлек, хотя вообще я предпочитаю не клипы, а живые выступления.
пожалуйста:)
Да у Майкла вообще все серьезно, за редким исключением. Все очень полно разных смыслов и отсылок, копнешь - посыпется.