Рафаэль для мамы

Полазив в замечательном журнале gallinn , нашла, кроме всего прочего, видео с московского концерта Рафаэля.

Вы знаете, кто такой Рафаэль?:) Нет, мои дорогие 25-30-летние френды, я не про художника, а про певца, который был кумиром всех советских женщин в начале 70-х.

"О, Рафаэль!!!" - до сих пор с восторгом говорит моя мама. Мама, это пост про Рафаэля - специально для тебя:)

Итак, погружаемcя в теплое незабвенное ретро (и хочется сразу поставить много смайлов, потому что пишу и улыбаюсь:))))). Сначала - хрестоматийное видео:

 


Рафаэль (полное имя: Мигель Рафаэль Мартос Санчес) родился 5 мая 1945 года в небольшом андалузском городке Линарес в скромной семье строителя-каменщика. Вряд ли тогда, когда появился на свет этот мальчик, который, по словам отца, «орал так, будто у него семь пар легких», кто-либо полагал, что именно он станет эстрадным кумиром Испании, Латинской Америки, а затем покорит и весь мир. Когда Рафаэль был ещё очень маленьким, его родители переехали в Мадрид, в квартиру тетки отца. Жили очень скромно. Кроме Рафаэля у родителей было еще трое сыновей: двое старших и один младший.

Заработка отца не хватало, чтобы дать хорошее образование всем детям. Уже в четыре года Рафаэль выступал в хоре одной из приходских школ в Мадриде, куда отдали его родители. Здесь ему было позволено учиться бесплатно, платой за учебу являлся его великолепный голос. Здесь Мигель Рафаэль Мартос Санчес всегда солировал и демонстрировал при этом незаурядные вокальные способности. Правда за шалости его неоднократно исключали из школы, но тут же возвращали обратно, ибо уже тогда его голос привлекал многих прихожан и приносил немалый доход церкви. Прихожане, посещая Храм Божий, руководствовались теперь желанием не только помолиться Господу, но еще и послушать голос одаренного мальчика.

Когда Рафаэлю было всего 9 лет, он занял первое место на международном конкурсе в Зальцбурге, где получил приз за лучший детский голос. В шестнадцать лет он решил стать певцом. Сначала выступал в ночных кабаре, потом в небольших концертных залах. Вскоре ему предложили сняться в кино. Первый фильм — «Las gemelas» – «Близнецы». Но первый большой успех пришёл позже - в 1962 году, когда Рафаэль принял участие в 4-ом конкурсе испанской песни в Бенидорме, чрезвычайно престижном в то время. Он исполнил несколько песен и с песней «Llevan» завоевал приз Лучшего исполнителя. Остальные песни получили соответственно 2-е, 3-е, 5-е, 8-е 9-е места. 1965 год принес ему еще один очень крупный успех - сольный концерт в одном из лучших столичных театров - театре "Zarzuela". На его организацию ушли все сбережения Рафаэля. Многие «доброжелатели» говорили: «Этот сольный концерт Рафаэля — начало его конца. Он провалится». Но он не провалился. Переполненный зал скандировал «браво». Концерт прошел при полном аншлаге, и успех был абсолютный (этот факт биографии был использован в фильме «Cuando tú no estás», где Рафаэль снимался).

Большую славу в 1966 и 1967 годах принесли артисту его выступления на конкурсах Евровидения. Он не занял первого места, но это были почётные 7-е и 6-е места. Для Испании он стал национальным героем. Довольно скоро последовали интересные предложения, контракты, проекты. США, Латинская Америка, Европа, Австралия. Лучшие концертные залы - парижская «Olympia», лондонский «Palladium», «Paramount», «Karnegi-holl», «Madison Square Garden», «Radio City» в Нью-Йорке, «Opera House» в Сиднее, «Zarzuela», театр «Lope de Vega» в Мадриде и многие другие - открываются перед ним.

Его приглашают сниматься в кино. Всего Рафаэль снялся в десяти фильмах, девять из них - музыкальные. Фильм «Digan lo que digan» – «Пусть говорят» имел колоссальный успех – в частности, в СССР, но об этом ниже.

За свою жизнь Рафаэль записал чуть ли ни сотню дисков, многие из которых во многих странах издавались неоднократно и становились золотыми по нескольку раз. В настоящее время Рафаэль является обладателем сотен золотых дисков (более 300), десятков платиновых (более 50), и в 1980 году артист был награжден уникальным "урановым" диском - за 50 млн. проданных экземпляров.

Рафаэль – первый испаноязычный артист, которому посвятили почётную Звезду на Бульваре Славы в Майами. А в его родном Линаресе улицу назвали его именем.

И - об истории Рафаэля в России - отдельно. В 70-х годах Советский Союз был охвачен настоящей «рафаэлеманией», причиной которой стал выход на экраны музыкального фильма «Пусть говорят», где Рафаэль сыграл главную роль. В советском прокате фильм вышел в 1970 году – и стал самым кассовым, а в рубрике «зарубежное кино» публика признала его лучшим. По стране прокатилась волна «рафаэлизма»: были выпущены пластинки – и из всех окон слышались песни Рафаэля. Поклонение артисту было безграничным, в редакции газет приходили сотни тысяч признаний в любви к испанцу, в честь Рафаэля называли детей.

Фильм "Пусть говорят" - целиком на Ютубе:


В 2007 году русские поклонники создали сайт - http://planetadigan.ucoz.ru/ - целиком посвященный этому фильму, своим воспоминаниям о нем, информацией о его создании и - самое интересное - о гастролях Рафаэля в СССР. В 1971 году Рафаэль был впервые приглашен на гастроли в Союз.

Маленькое отступление -  я совершенно офигела от рассказа о гастролях в Ленинграде (с фотками! с газетными вырезками!) в 1971 году!!!
http://planetadigan.ucoz.ru/index/leningrad_21_aprelja_2_maja_1971/0-71?lNlu1R
http://planetadigan.ucoz.ru/index/23_aprelja_nash_pervyj_den/0-76

Даже безотносительно Рафаэля - там СТОЛЬКО подробностей, все так бережно сохранены (40 лет прошло!) - что ощущаешь абсолютное погружение в эпоху. Удивительный рассказ. Почитайте и посмотрите, получите большое удовольствие - особенно если вы родились примерно в те годы.

Фото  на фоне Спаса-на-Крови:



Фотка с концерта 23 апреля 1971 в ДК им. Горького в Ленинграде:



Выступления в Ленинграде прошли с немыслимым успехом, который был повторен в Москве: певец 4 раза собирал аншлаг во Дворце спорта в Лужниках (а это 14 000 зрителей), потом был еще дополнительный закрытый концерт в театре Эстрады и еще три концерта в театре Оперетты, затем два в киноконцертном зале «Октябрь» и один – для студентов МГУ. Через год Рафаэль вновь посетил СССР – на этот раз он дал 40-дневный тур по городам и республикам СССР: Москва, Ленинград, Киев, Минск, Баку, Тбилиси, Ташкент – и везде ему сопутствовал необычайный успех. Потом было еще несколько приездов, но вскоре ситуация резко изменилась.

Неожиданно для миллионов советских поклонников певца он был запрещен. Сначала началась травля в центральной прессе, затем из магазинов изъяли его пластинки, и вскоре страна отказала во въезде. Существует несколько версий, объясняющих подобное поведение властей. По одной из них, Рафаэль как-то недальновидно тепло высказался о некогда фашистском режиме генерала Франко; по другой версии, озвученной отечественными печатными СМИ и «сарафанным радио», певец оказался "изобличенным" в гомосексуализме. Однако, возможно, просто он стал самым популярным эстрадным исполнителем в СССР, а этого не могли ему простить ни его отечественные коллеги, ни идеологические стратеги из Министерства культуры.

Однако певец и поныне хорошо известен и продолжает успешно выступать по всему миру. В 2009-м он приезжал в Москву и выступал в концерном зале в Барвихе. Вот как пишет об этом выступлении очевидец:

На сцене появился сам Рафаэль: он вышел вперед солистов своего ансамбля (хочу сразу подчеркнуть – это девять блестящих музыкантов), с нетерпением переждал возложение цветов к живому «монументу» и… запел. Вначале – а капелла и без (!) микрофона, потом его поддержал оркестр. После первой же песни я вошел в состояние восторга, переходящего в шок и эйфорию, которая продлилась до конца его выступления - и вот до сих пор не могу успокоиться. Переходя на краткие формулировки: певец не просто не потерял форму, но приобрел потрясающую технику владения резонаторами и дыханием, он замечательно звучит во всех регистрах и блестяще справляется со сложнейшим репертуаром (от народных испанских песен, до хитов его молодости и «Моего пути» Синатры). Однако еще большее впечатление производит его неимоверный артистизм, талант драматического артиста: каждая песня в исполнении Рафаэля – это настоящий спектакль. Есть такая избитая фраза «играть, как в последний раз» - так вот Рафаэль поет, как будто в «самый последний» раз! На самом деле, совершенно пустое занятие – пытаться передать словами все, что я слышал и видел, потому что это была настоящая страсть, восторг, красота в пении и танце (а какой он танцор!) Артист умудрился сохранить не только вокальную технику, но и юношескую фигуру, абсолютную гибкость и выдающуюся пластику.

А вот видео с концерта 2011 года:


И еще  - обратите внимание, какой красивый у него официальный сайт!

Источники:

http://www.my-raphael.com/
http://vkontakte.ru/club287009
http://www.douer.ru/raf.php
http://ponasenkov.info/index.php?option=com_content&task=view&id=72&Itemid=31
http://forastero.narod.ru/Rafael
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%E0%F4%E0%FD%EB%FC_%28%E8%F1%EF%E0%ED%F1%EA%E8%E9_%EF%E5%E2%E5%F6%29
Tags:
Понимаю всё больше, что надо было мне вас давно софрендить.:)))
На Лорке, не на Рафаэле. Рафаэль - он для мамы:)
Это я поняла.:) Я просто о том, что много есть тем, которые нам всем в какой-то мере интересны. Я тоже Рафаэлем не увлекаюсь, просто много раз сталкивалась с ним как испанист. У нас, кстати, сейчас в нашем Испанском центре периодически даже некий фан-клуб Рафаэля собирается. Люда, кажется, с ними знакома.
Интересно ты пишешь, и рассказы о гастролях в 1971 (это год моего рождения) я почитаю, но блин, из всех видео больше, чем по 30-40 секунд его пения, я выдержать не смогла,))))) Лучше послушаю Эдуарда Хиля http://youtu.be/oavMtUWDBTM
я знаю про 30-40 секунд:))))))) Да:) я тоже:)

Ладно, как по мне, так первая песня все же неплоха. Но это был по пост для мамы, совершенно реальной мамы:))
А почему не смогли? :))) Что "вынесло"?
Просто мне как истинной поклоннице стало любопытно, тапками кидаться не имею привычки.:)
ну, это трудно объяснить. Дело не во времени - тот же Жак Брель, Эдит Пиаф, Элла Фитцджеральд или Армстронг вне зависимости от времени записи звучат по-прежнему свежо и захватывающе. Для меня по крайней мере. Не знаю, возможно этот вокальный стиль впоследствии столь часто использовался, что замылился. Я смотрю на него и вижу воочию длинный ряд поющих героико-патриотические песни серьезных мужчин в хороших костюмах, и это энтузиазма не вызывает.

Это все чисто субъективно, конечно. Я выложила видео, которые мне самой показались неплохими, да и история его в СССР очень интересна, но романа с моими ушами у него не будет, дай ему Бог здоровья, как и маме моей.
Ох, при чем же тут героико-патриотические песни? :) Рафаэль всегда пел и поет процентов на 99 о любви, изредка попадаются вещи типа "El indio" или "Van a nacer dos niños", и как раз он-то серьезным бывал редко, чаще страстным. Я его люблю не в последнюю очередь за настоящий испанский темперамент и пафос, это вообще очень перекликается со свойствами моей натуры, канте хондо (оно же канте, байле и токэ фламенко) мне близко. И хотя как раз канте слушать подолгу я не могу (или могу, но нужна соответствующая обстановка), оно, как писал тот же Лорка, "те певчие русла, по которым уходит из сердца наша боль". Рафаэль родом и корнями оттуда же, он, кстати, неплохо (хотя и очень редко) поёт фламенко, а эмоционально он абсолютно "в струе".
Я не агитирую, просто объясняю, почему его люблю я.:)
"Я не агитирую, просто объясняю, почему его люблю я.:)"

А я внимательно слушаю и думаю, спасибо большое:)

Не знаю, я фламенко очень люблю, хотя и мало слушала - по сравнению с Вами или Амор, конечно - оно мне сразу легло на душу еще в юности. Дело-то не столько в содержании текстов (о любви поют тысячи) сколько в музыке и форме ее подачи, стиле. Страстность во фламенко доходит сразу и попадает прямо в точку, Пако де Лусия не нужно даже петь для этого. У Рафаэля я этого не чувствую, а чувствую игру в страстность. По своей природе такую же, какую и изображали те мужчины, про которых я писала выше - независимо от темы, будь то любовь к Родине или к женщине и т.д. Игра некая, понимаете. Слов нет, он профессионал высокого класса, но чтобы это ложилось на душу, требуется и еще что-то. Выстраданность... и что-то еще неопределимое. Подлинность эмоций, вот, сформулировалось:) Я ее не чувствую тут. Как и у подавляющего большинства эстрадных певцов. Хотя голос, да, техника и все такое.

И еще хочу ролик показать - вот тут человек даже внешне на Рафаэля очень похож, и это тоже 80-е - но меня совершенно расплющивает от силы эмоций:



Не знаю, почему Вы говорите об "игре в страстность", у Рафаэля всё настоящее. Он сам настоящий, честно, я это на его концертах почувствовала.
На вкус и цвет фломастеры разные, конечно...
Надеюсь, без обид? да? Я ничего лишнего не сказала? Если сказала, то прошу прощения.

Фломастеры разные, да. А еще я люблю Майкла Джексона, а Вы? Наверное нет:) Но объяснять, отчего люблю, наверное не буду. Вернее буду, но не скажу когда и исподволь, чтобы тот, кому объясняешь, этого не заметил;)

И спасибо еще и еще раз за Лорку. И за Хаву Альберштейн.
Конечно без обид, о чем речь! Не извиняйтесь, я же сказала: тапками не кидаюсь.:)
К Майклу я действительно равнодушна, хотя очень уважаю чувства его поклонников и всегда читаю то, что пишет о нем Амор.
Рада, что мы сошлись на Лорке, если есть желание говорить о нем, не молчите.:) Мне очень важно неравнодушие к нему.
Я думаю, что тут довольно бесполезно рассуждать о том, что именно не нравится. Потому что это уже некие чисто слуховые привязанности. Это всё равно как выяснять, почему мы все вместе не слушаем витиеватые и протяжные японские песнопения, которые кому-то видятся божественными. Я, например, совершенно точно понимаю, что Рафаэль настоящий, огромный талант, и песни его разные, есть те, которые очень эмоционально близки к фламенко, но мне вот тоже чистый или относительно чистый фламенко ближе. Я думаю, что когда возникает речь про игру в страстность - это больше чисто стилевое, чем об искренности исполнения. Потому что фламенко тоже можно в ряде ситуаций счесть игрой в страсть, но там сам стиль очень далёкий от создания некоей сценичности, красивости, напротив ценятся краски грубоватые. Отсюда возникает слуховая привязанность к тому или другому, которую часто в себе не преодолеть. Ассоциации с героико-патриотическими песнями у людей от Рафаэля - это я понимаю, откуда, чисто на слух могу понять, объяснить едва ли. Но думаю, что дело не в ассоциациях, а всё равно в чисто слуховом. Мне точно также чаще ближе фламенко, чем опера. Хотя классическая музыка - это то, на чём я выросла, безмерно уважаю, но слушаю чаще инструментальную классику, а оперу выборочно. Объяснить, почему - думаю, невозможно. Это звук.:)
Для меня даже во фламенко есть вещи, которые я воспринимаю по-разному и в разной степени люблю. Так, например, папа Моренте - это просто бальзам на душу, а вот дочь его меня чаще оставляет равнодушной. Она разве плохо поёт? Нет, просто голос папы мне явно ближе, как звук.:)
Спасибо, ты очень подробно объяснила, надо мне уже вспоминать навыки подробных объяснений, а то всё ленюсь... Не, серьезно, ты всё правильно говоришь, я с тобой полностью согласна. Так что продолжаем слушать каждый своё и просто делиться, а если кому-то что-то тоже "придется ко двору", будет здорово.
Кстати, меня же мама тоже на классике растила, я ее (классику) немного знаю и очень уважаю, но вот люблю весьма выборочно. И фламенко тоже выборочно. Я все-таки больше привычна к "регулярному" ритму, который свойствен больше классической или эстрадной музыке.
Кстати, в Союзе был певец с голосом, по тембру едва ли не идентичным рафаэлевскому. И его сгнобили потому, что он не хотел петь патриотические песни, а пел, как Рафаэль, о человеческих чувствах. Это Валерий Ободзинский. Но при всей схожести какие-то различия всё же есть, и к Ободзинскому я отношусь намного спокойнее.
Интересно про Ободзинского, я про него не знала. Действительно понятно, почему сгнобили. Тогда всё это так было запросто на подобной почве.:(

Я думаю, что вообще всё любится по большому счёту выборочно. Потому что, конечно, с одной стороны у каждого есть тяготения к тем или иным видам ритма, тембра и т.п., но всё равно даже у одного и того же, пусть даже самого любимого автора, что-то любится меньше, а что-то больше. Так происходит и с более глобальными вещами типа целых направлений типа фламенко, классики, джаза и т.п.
Кстати, происходят и интересные эффекты. Например, когда я услышала настоящий фламенко в первый раз, мне не понравилось. Мне тогда было 10 лет, и я не могла понять, что красивого в хриплых и кричащих голосах. Я тогда именно классику любила. И не столько даже из-за родителей, а просто она мне тогда была ближе и понятнее всего. Я в пять лет Баха слушала, и мне нравилось, а вот эстрада не нравилась. Зато после стихов Лорки и после чтения его речей о фламенко, у меня как другой слух открылся, и меня напрочь тогда с классики на фламенко переклинило. И с тех пор для меня хриплые и орущие дядьки - милее всех белькантов на свете.:) Вот ведь как бывает. Поэтому я к разным вкусам и настроениям у людей отношусь спокойно. Это как бы что-то вроде нахождения в разных часовых поясах на данный момент.
Зато что меня реально ужасает - это если человек совсем не воспринимает классику и слушает только Укупников, Агутиных и иже с ними. Вот это беда, я считаю.:) Беда в том, что человеку просто не открыли нормальный слух и он травится фастфудом этим, как ядом.