мдж со свечой

Ghosts: мотивы зеркала, двойничества и шахмат. Часть 4

И конечно же, он поет – вот что (перевод morinen, elga74 и nlmda с моими минимальными изменениями, взят из субтитров morinen):

«Я наслышан о твоих делишках,
Говорят, ты ужасен и совсем один
Воющий волк, а не человек,
Ты творишь зло чужими руками.
Но со мной у тебя ничего не выйдет.
Ты мне отвратителен,
Ты целишься в меня.
Вы все мне отвратительны,
Просто хотите урвать от меня кусок,
Но вам слабо, слабо!

Глядите-ка, кто ко мне пришел
С холодным надменным лицом
Посмотрите, я все еще держусь на ногах
Как бы вы ни пытались поставить меня на колени!

Какая жалость, какая жалость!
Давай, крикни это!
Какая жалость, какая жалость!
Давай же, крикни это!

В Голливуде - настоящий ад
Ведь вас же это устраивает, правда?
Выползают из пыльной дыры
Слухи о том, как кто-то что-то сказал.

Какая жалость, какая жалость!
Давай, крикни это!
Какая жалость, какая жалость!
Давай же, крикни это!»

«Тебе страшно, детка?
Боишься ли ты меня?
Страшный ли я, детка?
Страшен ли я для тебя?
Скажи, страшен ли я, детка?
Страшен ли я, детка?
Страшно ли тебе, детка?
Страшен ли я для тебя?

Я не хочу об этом говорить!
Страшно ли тебе?
Я устал от такого обращения!
Знаешь, ты тоже меня пугаешь!
Мне кажется, зло - это ты!

Страшно ли тебе, детка?
Ну что, теперь тебе страшно?»

«В зале появился призрак
Под кроватью прячется вампир
В стенах что-то таится
Ступени залиты кровью
Нечто парит по комнате
А я ничего не вижу
Но знаю, что оно реально
Ведь оно преследует меня!
Я не понимаю!
Я ничего не понимаю!
Повсюду запах призраков
Только их не обнаружить
И открытый гроб ожидает
Душу, что не обрела покой
Я не понимаю!
Я ничего не понимаю!
И кто дал тебе право пугать мою семью?
Кто дал тебе право пугать мою девочку?
Я нужен ей
Кто дал тебе право
трясти мое фамильное древо?
Ты вонзаешь мне в спину нож,
Пускаешь в меня стрелу!
ПРИЗНАЙСЯ МНЕ, ТЫ ПРИЗРАК ЗАВИСТИ?»

«Ты целишься в меня», «я устал от такого обращения», «вы пытались поставить меня на колени». Все песни – предельно личные, обнаженно-исповедальные, все – крик, направленный вовне, и одновременно – диагноз обществу, жесткий и ничем не прикрытый. Ни в одном из своих видео Майкл не выглядит и не ведет себя настолько по-мужски резко и властно, разрушая привившийся в публике образ мужчины-мальчика и открыто бросая вызов. Так философский вечный конфликт гения и общества становится еще и социальной драмой, обрастает плотью современности.

Еще одна вещь, о которой хотелось бы сказать, касается композиции действия. Я долго думала о том, отчего все-таки в Ghosts Майкл решил сам сыграть собственного антагониста (да, и героя, и его противника играет сам Майкл, во второй роли – загримированный до неузнаваемости). На поверхности лежит то, что, конечно, выступить в роли равновеликого противника Майкла Джексона просто никто не может – кроме самого Майкла. Любой другой человек в этой роли изменил бы концепцию фильма. Но мне казалось, что тут есть еще что-то. И этот что-то я нашла – на полу:)))

Обратите внимание, в этом интерьере единственная очень яркая, просто навязчиво яркая часть – это пол. Пол – в черно-белых квадратиках. Он постоянно в кадре, а когда «прах Майкла» разлетается под дуновением ветра, он просто висит в кадре пару секунд. Не знаю, есть ли тому какие-то свидетельства, но лично мне абсолютно ясно, что этот пол – парафраз шахматной доски. На которой Майкл является кем? Правильно – КОРОЛЕМ, ведь он же «король музыки поп, рок и соул», не правда ли. Второй король – его противник, и конечно, его двойник, только другого цвета. И посмотрите, все действие выстроено как шахматная партия: две «армии» выстроены фронтально, друг против друга, на одном ограниченном пространстве, и при всем несходстве являются ЗЕРКАЛЬНЫМ отражением друг друга. И партия заканчивается поражением враждебного короля. Блестящий замысел, я считаю. И кроме того, при таком прочтении начинает играть и еще одна ассоциация – одна из любимых Майклом книг «Алиса в Зазеркалье» (да, и тут зеркало), которая тоже описывает шахматную партию.
В этом шахматном мотиве есть и еще один оттенок. Не суть важно, кто из королей «белый» или «черный», но само обозначение шахматной темы, плюс черно-белый костюм Майкла, плюс вспоминаемая каждым зрителем его личная непростая и оболганная СМИ история превращения из черного в белого – все это дает отсылку к более раннему видео Джексона, нашумевшему манифесту против расизма «Black or White». Таким образом, слова «Посмотрите, я все еще держусь на ногах, как бы вы ни пытались поставить меня на колени!» можно прочесть и как антирасистский призыв, а весь этот огороженный металлическим забором замок – как метафору негритянского гетто, ведь не зря Майкл всегда всячески подчеркивал свою принадлежность к афроамериканцам. Впрочем, эта тема не выходит здесь на первый план, да и среди гостей Майкла-волшебника есть черные дети и взрослые. Но подспудно об это все равно думаешь… Однако, как и в самом «Black or White», тему черного и белого здесь можно понять иначе – как тему темного и светлого в человеческой душе (об этом когда-то писала amor). «Тень» Шварца сразу вспоминается, да, – и особенно фильм с Олегом Далем в главной роли. Но со всем этим богатством смыслов, как авторских, так и привнесенных, я в конце концов втягиваюсь в такой водоворот, что уже не могу ответить на вопрос о том, кто же в этом фильме – призраки, тени, а кто – нет. Вероятно, этого ответа и не должно быть – недосказанность и открытый финал всегда интереснее указующего перста.

Но Майкл Джексон не был бы Майклом Джексоном, если бы он не придумал в конце ход, который после пережитого катарсиса расслабит и развеселит простого зрителя (вот оно, моцартианство), снимет весь накал и пафос (посрамив всех обвинявших его в мании величия), а нам, поклонникам, устроит ловушку и загадку. Заявив вдруг, что все это было – так, ерундой, шуткой. «Мы же просто весело провели время, не правда ли?» - спросит он, очаровательно улыбаясь. И, как в «Триллере», изящно закольцует композицию, начав с серьезного, а закончив смешным.
Чтобы мы смеялись и плакали.
Tags:
Очень здорово! Столько смыслов, фильм заиграл новыми красками. Майкл гений, потому что в его произведениях все время открываются новые смыслы, слои, ассоциации. Их не надоедает смотреть, слушать, смаковать. Спасибо за интереснейший разбор!
минус - одна бессонная ночь, плюс - я это наконец-то сделала
Очень глубокий и интересный анализ, спасибо большое!
Идеи: замок Мастера - внутренний Неверленд Майкла; кто же на самом деле есть призраки и шахматная партия, новы и позволяют по-новому воспринимать это видео. Смысл становится еще более глубоким, хотя, даже при первом просмотре, для меня, оно было очень тяжелым.
это в общем-то только гипотезы, не претендующие ни на полноту охвата, ни тем более на истинность.

Но "думать их" было очень увлекательно:)
Даа, очень здорово, спасибо...

К сожалению, перевод первого стихотворения не вполне точен; переводчик не понял смысла "The Haunted Palace". Герой этого стихотворения - не замок, а человек; все эти аллегории рисуют человека, точнее, голову человека. Если внимательно вчитаться в оригинал, это становится очевидно.
Я не знаю, есть ли переводы, авторы которых смогли это понять и передать.
хм, а может это тогда будет "дворец головы" - в смысле "храм души" или "царство разума"?
Лена, ты правильный маньяк! Таки написала!:))) Сейчас не успею прочитать, буду наслаждаться вечером, потом отпишусь!:)
!!!! - супер!!

Читать подробно буду на выходных, не хочу - поверхностно)
> Обратите внимание, в этом интерьере единственная очень яркая, просто навязчиво яркая часть – это пол ... этот пол – парафраз шахматной доски

Не удивлюсь, если Майкл и в шахматах гений)
Любит он эту символику черно-белого:




Ну и далее по списку, включая обложку BOTDF и из домашнего видео момент, где Майкл с Принсом играют в шахматы

Спасибо за разбор! Обожаю такие штуки смысловые))
Спасибо! Глубокие по смыслу идеи и прекрасно проиллюстрированные мысли. Очень яркий анализ получился.
Там многое буквально бьет по глазам, но проникать в замысел можно, в самом деле, бесконечно. Это предельно искреннее и предельно артистичное при этом произведение, "чтобы мы смеялись и плакали" - тысячу раз да.
Спасибо, с огромным наслаждением прочитала.
После его ухода не богу без слёз этот фильм смотреть (и в то же время не могу не любоваться прекрасным Майклом и его гениальностью), настолько пронизан он автобиографическими моментами, его болью, его желанием докричаться до людей.
Отлично расписан весь ассоциативный ряд, и Амор четко подвела итог. В том, что интуиция у Майкла очень сильно перевешивала логику, нет никаких сомнений, так же как в его склонности к мистическому мышлению. Вспоминаю свой анализ Спичлесс.. Но, что касается лирики, это абсолютно ясно читается во всех стихах, написанных Майклом, не говоря уже о Танцуя Мечту.

Если сравнивать Триллер и Призраки, первый из них - это действительно жанровый триллер, он не привлекает особого внимания к деталям, сам сюжет является квестовым, щекочущим нервы, но не наводящим ужас, и финальная сцена выстроена в полном соответствии с законами жанра.

Призраки - это хоррор, причем тяготеющий к классическим образцам, которые выпускала в прошлом веке студия Юниверсал. Оттуда глубокая атмосферность, смакование мельчайших деталей, трагедийность и философский подтекст.. Комические моменты не смешны, потому что в них мало комического - больше похоже на злой сарказм. А финал я бы не назвала открытым. Права я или нет, но мне кажется, что в финале под личиной ребенка обнажилась его истинная сущность, которая заставила всех присутствующих закричать от ужаса. Невозможно представить, чтобы Майкл предвидел появление в своей жизни Гэвина Арвизо, но мальчик-актер даже внешне похож на излечившегося Гэвина, каким он был во время суда.
спасибо за уточнения по поводу жанра! да, интересно было бы сравнить и с этой точки зрения. Что касается Арвизо - ну... тут можно сказать только, что он напророчил. Вообще - строгое имхо - смотришь разное, и иногда проскальзывают моменты, от которых вздрагиваешь: "Напророчил!" Начиная со сцены распятия Страшилы в "Визе" - ну разве не пророчество на всю свою жизнь? И эти вороны, скачущие внизу...
Лена, спасибо огромное! Наконец я это прочитала, посмаковала, подумала. Я люблю этот фильм. Очень подробный, глубокий анализ. И правда, там столько всего символического, И зеркало, и шахматы, и черно-белое...
Мозг анализирует поступившую информацию, поэтому много слов не будет. Лучше с сыном еще раз пересмотрю их, уже на базе твоей статьи.
Еще раз спасибо за труд!
вау! сын фанат?:) Хотелось бы мне так сказать о своей - но в моей жизни Майкла так много, что она, по-моему, наелась:(
Видишь, как мало понадобилось :)

Замечательный анализ, спасибо. Очень понравились параллели с зеркалом и шахматной партией. Я тоже хотела заметить архетипичность, и согласна с Амор в том, что Майкл прекрасно умел ее воплощать в творечестве (да и не только в творчестве, а и самой своей персоной). На мой взгляд, это и есть свидетельство настоящего чистого таланта: когда произведение допускает множество трактовок, параллелей, смыслов, по нему можно написать кучу критических статей, но идет это все не от того, что автор прочел тонну литературы и сознательно намудрил (сознательно, как правило, такие вещи хорошо и не выходят), а именно на интуитивном уровне. Сам автор может и объяснить не сможет, что он хотел туда вложить, зато зрители и критики увидят бездонные глубины. Можно называть это мистическим мышлением, но по-моему, это как раз квинтессенция творческой одаренности.

Мне всегда очень жаль, что Ghosts мало кто знает, а в Америке он и не выпускался даже. Потому что из всех произведений Майкла это полнее всех других раскрывает его как артиста.
не мало! вона сколько человек вдруг возжелали узнать, чего я напишу - я обалдела и почувствовала ответственность.
Ну и просто, как бывает, как-то селось и побежало, и написалось. "Позволь ему самому создавать себя":))) create itself, так, кажется, он говорил. Правда, потом оклёмывалась долго - но, как говорится, в гробу выспимся.

"Идет это все не от того, что автор прочел тонну литературы и сознательно намудрил (сознательно, как правило, такие вещи хорошо и не выходят), а именно на интуитивном уровне" - да! я то же самое ответила Амор. Если сознательно запихивать некие смыслы - в результате получится нечто мертворожденное.
И да, - "это как раз квинтессенция творческой одаренности".
Еще хотела туда присобачить Рокуэлла, но потом подумала, что хватит:)

Теперь хочу почитать, что ты думаешь про Ghosts. Пнуть?;)
Замечательный анализ, спасибо за потраченное время, за труд, за "оформление" мыслей в слова:)
__
Я все пытаюсь написать о такой особенности творческого гения Майкла как спонтанность( термин из даосизма).
Ребенок от природы спонтанен, но наше воспитание жестко ломает/уничтожает это.Наше знание и понимание мира конвенционно, того же мы требуем и от детей. Но творчество - оно вне границ, оно сиюминутно, оно основано на интуитивном восприятии мира, оно говорит на языке символов и действует не на логическом уровне, а на подсознательном, на уровне чувственного осознания/озарения.
напиши:) больше всего другого люблю читать разборы его творчества - собственно, это главное, что вообще должны были о нем писать
Знаешь, очень благодарна тебе за то, что ты это написала, правда.
Я не смогу написать то, что хотелось бы, так это займет уйму часов)), но для меня там столько важного, что в двух словах не передать.
И то, что благодаря - появились комменты Амор, за это отдельное спасибо!

Все уношу в избранное:)