Об Энди Уорхоле

Думаю, будет любопытно для motownfamily и вообще для эмджей-фанов - очень хороший пост об Энди Уорхоле.

Оригинал взят у d_desyateryk в Неизвестные фотографии Энди Уорхола
ДРЕЛЛА СМОТРИТ СКВОЗЬ ПОРТРЕТ АМЕРИКИ



Дреллой называли его друзья.

Он остался бы Андреем Варголой, если бы его родители не эмигрировали в Америку.

Под именем Andy Warhol его знает весь мир.

Энди Уорхол интересен тем, что сделанное им, — это искусство не оригинала, а копии, не авторского текста, а авторской окружающей среды. Можно даже сказать, что основным его произведением была его биография — если под биографией, «жизнеописанием», понимать человека как рефлексирующую часть социума.

Рефлексировать буквально означает отражать: Уорхол — это феномен автора, который отказался от авторства, превратился в зеркало, отражающее так называемую вторую природу (в отличие от первой природы — нашей реальности): природу массовой культуры, рекламы, фотографии, телеэфира. Он чрезвычайно удачно сыграл с образом художника — глашатая неоспоримых истин, носителя высших ценностей, мастера «стиля» и «оригинальности», доведя этот миф до полного отрицания. Однако именно из-за того, что его творчество представляет собой сплошную, без единой щели плоскость отражения отражений и копирования копий, Уорхол кажется абсолютно непроницаемым, герметичным, засекреченным художником: мы можем сказать, что эти симуляции и составляют его суть, но всегда остается толика сомнения: возможно, у этого яркого зеркала все же есть обратная сторона? Иначе говоря, внутри этой зеркальной поверхности все время остается дразнящая, потому что обреченная на незаполненность и неопределенность, пустота.

Именно поэтому документы из жизни Уорхола не менее интересны, чем его произведения. Впрочем, выставка «Поп-арт и его короли», открывшаяся в киевской галерее Татьяны Мироновой, привлекает внимание еще и потому, что там впервые в Европе демонстрируются ранее неизвестные фотографии Уорхола.

Уильям Джон Кеннеди делал эти снимки на протяжении 1963—1964 годов на знаменитой «Фабрике» — месте жизни и творчества Уорхола в Нью-Йорке. Кроме самого «короля», на фото также его ближайший соратник в те годы Роберт Индиана

и поп-арт-модель и актриса Ультра Вайолет.

Художники — тогда еще отнюдь не знаменитые — преимущественно позируют со своими работами: Уорхол с портретом Мерилин Монро,

Индиана со знаменитым словом LOVE — квадратная поп-арт-скульптура из четырех букв позже стала одним из символов 1960-х.


Вайолет, одетая только лишь в большой галстук в горошек, талантливо валяет дурака, играя с этим нелепым украшением.


Уорхол — полноватый, с короткими как для тех лет волосами, в больших темных очках, похож на рок-звезду предыдущего десятилетия, на эдакого омоложенного интеллектуального Элвиса Пресли. Он всегда серьезен — держит ли он в руках свое произведение, или фотографию жестокого разгона антирасистской демонстрации на юге США,


или монтирует фильм, или сам ведет фотосессию,


или разговаривает по телефону.

Занимаясь разными вещами, он в этих кадрах делает то, чем занимался всю жизнь, круг замыкается: мы снова скользим по блестящей поверхности вместе с ним, наблюдаем за Уорхолом, притворяющимся Уорхолом.
Впрочем, в углу галереи висит самая интересная из всех фотографий: «Энди смотрит сквозь портрет американца»: несколько рядов одинаковых фотографий мужчины средних лет в очках, эдакого обычного американского обывателя, но в одном месте нарушение регулярности: с тем же поворотом головы, в своих больших очках — лицо Уорхола. Шутка, но шутка глубокая.


Все эти банки кока-колы и консервированного супа, штампованные лики Монро и Мао, собственно, и были его взглядом. Дрелла смотрит сквозь портрет легкомысленной, рекламной Америки — на Америку же. Уорхол близок нам не из-за красочности своих картин или работ на шелке, которые могли бы напоминать о фольклорном украинском искусстве, — просто такая Америка, Америка Дреллы — везде, это определение всей нынешней действительности, всё равно, где бы она ни была. Дрелла смотрит сквозь наш портрет — на нас.

Дмитрий Десятерик
Tags: ,
наоборот, Малевич абстрактный, а Уорхол - конкретней некуда
хаха, я имела в виду, что оба - мыльный пузырь :)
Ну, Малевич скорее в отношении его "квадратов", у него художественные работы все же есть неплохие.
про Уорхола не скажу, не знаю или знаю мало, а Малевич - не мыльный пузырь, конечно же. Просто он - не о том, о чем мы привыкли что говорит художник. Малевич прежде всего основатель современного дизайна, почти во всем; ну и разумеется, в архитектуре сыграл большую роль. Тогда, в 20-е, это все переплеталось.
сорри, но черный квадрат - это не искусство и не дизайн, это пиар-разводилово. Да и прочие геометрические изыскания отношу туда же.
какое там в 1915 году пиар-разводилово:)))))))) Черный квадрат - лишь часть малевичевской теории искусства, которая развивалась, трансформировалась и повлияла почти на всю нас окружающую среду, в конечном счете - интерьеры, моду, архитектуру. Вот завтра пойдешь в офис и оглядись - сколько вокруг "геометрических штук". Мы в них живем. А так жили бы до сих пор в ампирах, турнюрах и тэдэ:) Мы в малевичевской реальности живем, в сущности, только уже этого не замечаем.
ой, я тебя уверяю, стулья на четырех ножках и прямоугольные столы изобрели бы и без него. Двигателем прогресса является экономическая и эргономическая эффективность, а не искусство.

А пиар так же стар, как человечество. Только, может, назывался по-разному.
Вон, библии - одному из самых успешных пиар-проектов в истории - уже больше тыщи лет ;)

Edited at 2011-09-21 10:04 pm (UTC)
Мори, ты издеваешься? затевать этот разговор в третьем часу ночи? мне вставать в полседьмого:)

Стулья на 4 ножках и прямоугольные столы были и раньше, но разве я про это. Экономика конечно движет прогресс, но это рано или поздно требует смены жизненного уклада - и да, появляются люди, которые это делают. Как Шанель, освободившая женщин от кучи неудобнейших одежек - да, именно потому, что появились работающие женщины, их роль в обществе изменилась. Так же и тут. Малевич был теоретик, создавший целую философию, на основе которой, в частности, вырос российский конструктивизм, Татлин со всеми его новыми инженерными решениями, Ной Троцкий и целый ряд архитекторов-конструктивистов, о которых на Западе (увы, не у нас) говорят с придыханием, как о гениях. Да вон их строения у вас в Москве пытаются спасать сейчас... Естественно, причиной всего - экономика, но так всегда было, и я не вижу, чем это умаляет значение художника. Это художник придумывает новые формы для пробивающейся новой реальности, и никто иной. Чего далеко ходить - у меня сейчас на столе лежит черный квадрат. Ноут. И никогда он не был бы таким, если бы, в том числе, в 10-20-30-х в мире не произошло рывка индустриального, научного, инженерного, и рывка в искусстве - потому что понадобились новые формы для новой реальности.

Все! спать!:)