мдж1

Почему вы видите во мне зверя?

Оригинал взят у nlmda в Почему вы видите во мне зверя?
Полгода назад я уже писала об этом, и вот - прекрасная статья Джо Вогеля в поддержку проекта Voices Education Project, большое спасибо за перевод tatka_tatka aka elizabethmj

Источник

"ПОЧЕМУ ВЫ ВИДИТЕ ВО МНЕ ЗВЕРЯ?" или Культурное оскорбление Майкла Джексона

user posted image


За последние несколько недель мы много раз слышали напоминание о том, что сейчас идет суд не над Майклом Джексоном, а над Конрадом Мюрреем. Конечно же, на деле все совершенно иначе - это "Суд по делу о смерти Майкла Джексона". И сейчас он, как всегда, главный повод, волнующий воображение. Это он, Майкл Джексон, находится под микроскопом, в который мы подглядываем; мы в который раз суем свой нос в его дом, его медицинские записи, в его тело. И хотя общественность в целом (из-за того, что его больше нет) относится к Майклу Джексону куда более благосклонно, он остается предметом бесконечных рассмотрений и осуждений.

Скажите, имеет ли значение тот факт, что этот человек уже не слышит оскорблений? Должен ли вообще среднестатистический житель планеты беспокоится о том, что с такой "знаменитостью", как Майкл Джексон обходятся пренебрежительно и бессердечно?

Такие проекты, как "Words and Violence", которые освещают точку зрения именно "обеспокоенной" части человечества, позволяют нам сказать: "ДА, ДОЛЖЕН!" Слова имеют значение. Независимо от цели. Слова могут приводить к трагическим последствиям, мы видим это на примере издевательств и самоубийств среди молодежи.

Слова также могут вдохновлять и исцелять.

Майкл Джексон об этом знал. В 1988 году он подружился с Райаном Уайтом, больным СПИДом мальчиком, который вынужден был уйти из своей школы в Кокомо, штат Индиана, из-за бесконечных словесных нападок и угроз физического насилия. Как сказал Уайт, Джексон заставил его почувствовать себя обычным человеком. "[Майклу] было неважно, какой ты расы, какой у тебя цвет кожи, какие у тебя физические недостатки и чем ты болеешь," - вспоминает мать Райана Джинн. "Он просто любил всех детей."

user posted image

Райан Уайт - лишь один из тысяч "аудсайдеров", которым Майкл Джексон протянул руку, стал другом и относился с добротой. Он отождествлял себя с ними. Он понимал их боль и одиночество. Он сочувствовал тому, что им приходится бороться за право жить в мире, который отказался принимать их такими, как они есть из-за их болезни, внешности, расы, сексуальной ориентации или по какой-то другой причине.

Майкл обладал этой чувствительностью с малых лет. Послушайте песню "Ben". В его словах “They don’t see you as I do/ I wish they would try to” ["Они не видят в тебе того, что вижу я/ Я хотел бы, чтобы они увидели то же, что и я"] слышны настоящая боль и сострадание. Эта песня - одно из первых художественных заявлений Джексона, сделанных от имени маргиналов и непонятых. Впереди будет еще много таких заявлений.

Джексон сам с раннего детства был аутсайдером - трудно вспомнить время, когда он чувствовал себя "обычным", или когда его таким воспринимали. С годами напряженность и враждебность, вызванные его "непохожестью" только росли. В 1996 году в своем эссе “The Celebrity Freak: Michael Jackson’s Grotesque Glory”, Дэвид Юань заявил, что Джексон, без сомнения, был "фриком" нашего времени. Ни одна публичная персона в мире не вызывала насмешек, придирок и оценок подобного уровня.

Еще в 1985 году таблоиды повесили на него ярлык "Wacko Jacko" - он считал, это подло. Пресса часто писала о нем "странный", "ненормальный", "эксцентричный". Такими словами, начиная с середины '80, СМИ описывали любой поступок Майкла Джексона, что бы он ни сделал. Джексона постоянно высмеивали за витилиго, заболевание кожи, в реальность которого большинство людей не верили, пока его официально не подтвердили во время вскрытия. Над ним насмехались за его любовь к животным; за его любовь к детям; за его любовь к планете. Высмеивали его браки, его троих детей, его дом, Неверленд. Смеялись над его сексуальностью, его голосом, над его "детским" поведением. Даже музыкальные критики, анализируя его работы, не могли удержаться от псевдо-психоанализа и личных оскорблений, которыми переполнены их статьи. Могут ли быть сомнения, что такое отношение со стороны средств массовой информации и культуры в общем было для него оскорбительным?

Конечно, эти бесчеловечные атаки достигали цели. Послушайте, о чем он поет в своих песнях. В "Tabloid Junkie" он описывает СМИ как "паразитов", которые высасывают из него жизнь и подкармливают общественность постоянными дозами сенсаций. В "Stranger in Moscow" он - изгнаник, которого использовала и отвергла его родная страна. "Я скитался под дождем," - поет он от лица одинокого, бездомного человека. "Я ношу маску жизни, хотя чувствую себя безумным."

Он настолько устал от травли, что в своей песне "Scream" умоляет - “Oh brother, please have mercy ‘cause I just can’t take it.” ["О, брат, пожалуйста, сжалься, ведь я просто не могу этого вынести."] Эта песня, также, служит примером силы и решимости - “Kickin’ me down/ I got to get up” ["Меня сбивают с ног - я должен встать"]. Майкл вместе с Джанет наносит жесткий контрудар системе, которую они по праву считают коррумпированой и несправедливой. "Вы распродаете души," - поет Джанет, "но моя [душа] вам не достанется". Эта песня демонстрирует противостояние жестокости даже тогда, когда боль и негодование настолько глубоки, что находят свой выход только в гортанном крике.

Во многих песнях Джексон использует свою музыку как призыв для тех, кто, как и он, страдает от жестокости мира. В “They Don’t   Care About Us,” он свидетельствует от имени всех бесправных и униженных. Он поет: “Tell me what has become of my rights? Am I invisible because you ignore me?” ["Скажите, что случилось с моими правами? Разве я невидимый, что вы игнорируете меня?"] “Little Susie” обращает наше внимание на бедственное положение отвергнутых и брошеных, рассказывая историю маленькой девочки, чьи дары остаются незамеченными, пока ее не находят мертвой на ступеньках ее дома (“Lift her with care. Oh, the blood in her hair” ["Поднимите ее осторожно. В ее волосах кровь"]). "Earth Song" - это эпический плач от имени планеты и самых беззащитных ее обитателей (услышьте его в неистовом пении хора "What about us?" ["А как же мы?"] С помощью таких песен Джексон стал своего рода глобальным представителем "непохожих", "других".

Впрочем, средства массовой информации никогда не проявляли должного уважения к его "непохожести", как никогда не заботились и о тех, "других", о которых он пел в своих песнях. Они избрали совершенно другое направление, простое и прибыльное ("Джексон - эксцентрик и фрик!") и навязывали его общественности почти три десятка лет, постепенно повышая ставки.

Наверное, самым убедительным ответом Джексона на то, каким воспринимает его общественность, стали три песни, написанные в стиле поздней готики: “Ghosts,” “Is It Scary,” and “Threatened.” Именно в них Джексон поднимает зеркало перед лицом общества, которое его презирает, и просит рассмотреть их собственное уродливое отражение. "Вам страшно? Это вас пугает?" - спрашивает он. Эти песни и сопровождающие их визуальные представления - не просто высшей степени осведомленность. Они  демонстрируют пронзительное понимание того, какие силы окружают и преследуют его.

В музыкальном видео "Ghosts", мэр Обычной Долины [Normal Valley] - консервативный представитель власти, образ, вдохновленный окружным прокурором Санта Барбары Томом Снеддоном - насмехается над героем Джексона: "Чудной парень!  Фрик! Цирковой уродец!" Интересно, что эти слова произносит сам Джексон (переодетый в Мэра) и можно только догадываться, что он пережил. Эти слова произносились для того, чтобы оскорбить его и унизить, что, в конечном итоге, стало целью охоты, открытой на него в 1993 и 2005 году). Для Мэра присутствие Джексона в обществе недопустимо. И дело не в том, что он сделал что-то плохое; он просто "другой" и одно это уже несет угрозу.

В такой форме художественного самовыражения, Джексон четко осознает, что с ним происходит. На него воздействуют внешние силы. Он - фантом, который люди создали в их собственных умах. Как он поет в "Is It Scary", “If you wanna see/ Eccentric oddities I’ll be grotesque before your eyes.” ["Если вы хотите видеть эксцентричного чудака/ Я покажу вам гротеск"]. Другими словами, если они хотят видеть его таким [эксцентричным чудаком], он будет таким. Их заставили видеть его таким. Позже, в этой же песне он предугадывает реакцию публики, спрашивая: “Am I amusing you/ Or just confusing you/ Am I the beast you visualized?” ["Я вас забавляю/ Или просто смущаю?/ Почему вы видите во мне зверя?"]

Скажите, он что, перестал быть человеком? В чем причина того, что с ним так поступают? Виноват его внешний вид? Его неоднозначная личность? Его необычная история жизни? Нет сомнения, что Майкл Джексон был "другим". Вопрос в том, почему эта его "непохожесть" вызывает такое вопиющее пренебрежение и оскорбления?

Одним из самых значимых качеств жизни и творчества Джексона есть то, что в своей "непохожести" он отказывается идти на компромисы. Он никогда не станет "нормальным" в глазах, например, Мэра Обычной Долины. Он не соответствует ожиданиям. Он, скорее, верен себе и гордится своей уникальной, многогранной личностью, к огромному разочарованию тех, кто хотел бы поместить его в более предсказуемые рамки. Его "отличия" были, как отмечает Сьюзан Фаст, "бесконечные, непонятные и вызывали большую тревогу. Майкл, пожалуйста, будь черным или белым, геем или натуралом, отцом или матерью; будь отцом для детей; но не будь ребенком, чтобы мы, наконец, могли узнали, куда направить нашу прогрессивную (не)толерантность. И пожалуйста, попытайся не нарушать все правила одновременно".

Даже спустя два года после его трагического ухода, многие люди, кажется, не знают, как им быть с Майклом Джексоном. Поэтому, они вешают на него ярлыки попроще, как например, "наркоман". Фотографией его безжизненного тела завешены все сайты новостей. Это жестокое, оскорбительное поведение маскируется под "нормальное". Возможно, именно поэтому Джексон выбрал для ответного удара готику. Это был его шанс поменяться ролями, через символы показать миру то, каким мир часто сам представал перед Майклом: чудовищным и гротескным. Его "страшилки", безусловно, не были предназначены лишь для развлечения.

"Фрики есть фрики," - пишет Джеймс Болдуин. "И они заслуживают того, как к ним относятся (а относятся к ним отвратительно) потому, что эти человеческие существа пробуждают глубоко внутри нас все наши скрытые ужасы и желания". Но, кроме того, что Майкл Джексон стал символическим магнитом, который притягивал все наши культурные страхи, он также был реальным человеком, пытающимся жить своей жизнью. В конце песни "Is It Scary" он обьясняет: “I’m just not what you seek of me,” ["Я не то, что вы ищете во мне"]. Затем он обращается к сострадательным слушателям: “But if you came to see/ The truth, the purity/ It’s here inside a lonely heart/ So let the performance start!” ["Но если вы пришли/ Чтобы увидеть правду и чистоту/ Они здесь, в одиноком сердце/ Так пусть же представление начнется!"]

Какая ирония, ведь именно в "представлении" его искусства мы нашли "правду и чистоту". Именно здесь он попрал своих демонов и трансформировал свои страдания в творческую энергию. Именно здесь были повалены стены и сорваны маски. Для внешнего мира он може быть посмешищем, карикатурой, фриком; но здесь, в своей музыке, он обнажает свою душу. Здесь он - человек.

Вопрос таков: что видим мы?

Tags:
Отличная статья. Но каждый раз, когда я читаю что-то такое, мне больно, что при жизни у него не было такой поддержки. Почему все эти люди не могли поддержать его тогда?..
Может, я не права, но все же...
Да, очень правильная статья.

Правда, сколько всё это ни говорится, а сознание определённой части людей как будто каменная глыба, которую не сдвинуть, в которой совершенно ничего не меняется, не чувствует, не слышит.:(